Дисграфия у детей

Дисграфия – неправильное оформление речи в процессе письма. Отклонение встречается практически у половины учеников младшей школы. Также расстройство характерно для учащихся с 8 по 11 класс и наблюдается у 35% детей. Взрослые страдают заболеванием в 10% случаев.Нарушение письма

Причины развития болезни

Специалисты выделяют 3 группы причин, влияющих на становление письменной речи:

  1. Биологические:
  • наследственность;
  • нарушения функций головного мозга;
  • отклонения от нормы развития плода во время беременности;
  • соматические болезни;
  • инфекции, пагубно влияющие на ЦНС.

2. Социально-психологические:

  • долгое пребывание человека в незнакомой среде;
  • упущение педагогов;
  • плохое развитие речевых способностей, неумение правильно высказывать мысли;
  • ребенок пребывает в двуязычной семье.

3. Социальные:

  • родители слишком требовательны к ребенку;
  • раннее обучение правописанию;
  • неправильный выбор изучения материала без учета способностей ребенка.

Важно: Гиперактивные дети, у которых все органы в порядке и нормально развивается моторика, также подвержены риску дисграфии из-за отсутствия концентрации внимания.

На нарушения письменной речи влияют различные отклонения, связанные со слухом и зрением. Они вызывают неправильное восприятие информации и в последующем ее изложение в письменной форме.

Катализатором к развитию заболевания у взрослой категории лиц могут служить травмы, образования или хирургические вмешательства в области головного мозга.

Виды

Дисграфию подразделяют на виды в зависимости от преобладания категории нарушений письма. Общепринятое разделение отклонений включает в себя 5 форм заболевания:

  1. Артикуляционно-акустическая. Характеризуется склонностью детей писать слова так, как они воспринимаются на слух. Бывают случаи, когда ребенок хорошо воспринимает звуки, но из-за недоразвитой артикуляционной моторики пишет неправильно.
  2. Акустическая. Замена букв по близким фонетическим признакам.
  3. Аграмматическая. Недоразвитие лексики и грамматического строения слов.
  4. Оптическая. Нарушения в зрительном восприятии.
  5. Недоразвитие языкового анализа и преобразования на письме.

Помимо перечисленных форм в логопедической практике встречаются смешанные типы болезни.

Классификация смешанных видов дисграфии

Современная классификация смешанных видов представлена таким образом:

Специфические нарушения письменной речи:Неправильное оформление речи в процессе письма

  1. Дисграфия:
  • дисфонологические формы;
  • метаязыковые.

2. Дизорфография:

  • морфологические;
  • синтаксические.

Неспецифические отклонения от норм письма характеризуются педагогической упущенностью.

В большинстве случаев «чистых» форм заболевания практически не найти. Определение конкретного вида происходит благодаря преобладанию того или иного признака в большей степени перед остальными.

Признаки

Для определения почему ребенок плохо пишет необходимо знать следующие симптомы, относящиеся к конкретному виду дисграфии. Как определить вид – изложено в таблице:

Форма ДисграфииПризнаки
Артикуляционно-акустическая.Нарушено произношение звуков и воспроизведение их на письме.
Акустическая.Произношение звуков в норме, но при написании букв происходит путаница с фонетически близкими звуками. (вместо «Б» — «П», «Д» — «Т» и т.д.

Неправильное обозначение мягкости согласных («лУбоВ» вместо лЮбоВЬ»).

Недоразвитие языкового анализа и преобразования на письме.Пропуск букв.

Изменение последовательности букв и слогов.

Отсутствуют окончания слов.

Присутствуют ненужные буквы в слове.

Повторение букв, слогов.

Путаница слогов из других слов.

Разделение приставок «на шел» вместо «нашел».

Аграмматическая.Нарушения в построении речи и согласовании слов между собой «белый собака», «яркий солнце».

Не склоняет слова по грамматическим формам и числам.

Проявляется в основном у детей в 3 классе в возрасте 910 лет.

Оптическая.Буквы заменяются черточками, кружочками и т.д.

Написание букв не правильное или незаконченное «Л» вместо «А».

Отсутствует соединение букв в словах.

Зеркальное написание букв.

Путаница печатных и прописных букв.

Признаки дисграфии разнообразны и зависят от происхождения отклонений. Самому определить, к какому именно виду относиться расстройство, невозможно, но проверить, есть ли первые симптомы можно.

Младшие школьники могут преуспевать в других предметах, а при написании диктанта иметь трудности. В этом случае важно своевременно определить причины и назначить корректирующие обучение ребенка.

Диагностика

В диагностических мероприятиях в первую очередь ставится цель понять: ребенок не знает правил правописания или у него действительно присутствует патология.

Обследования проводятся поэтапно:

  1. Исследование письменных работ ученика.
  2. Изучение факторов влияния.
  3. Определение уровня развития ребенка.
  4. Обследование физических возможностей речевого аппарата и развития моторики.

Логопедическая диагностика http://rechudetey.ru/logopediya/logopediya-chto-yeto.html проводится с помощью речевых карт. Специалист заполняет индивидуальную карту на каждого ученика с результатами поэтапного исследования. После определяет диагноз и проводит коррекционную логопедическую программу.

Лечение

Коррекция нарушения письмаКоррекция заболевания проводится с учетом полного анализа возможностей ребенка и постановке диагноза. В обычной школе такие мероприятия не практикуются. Поэтому важно определить наличие отклонений у ребенка до достижения школьного возраста.

Корректирующие задания в идеале должны проводиться в детском саду среди детей старшего дошкольного возраста. Занятия проходят в виде игры с картинками, на которых изображены буквы. Дома проводятся аналогичные занятия для закрепления материала.

Полностью избавиться от недуга не удастся. Но как исправить большинство неправильных моментов в письменной речи подскажет логопед на специальных консультациях для родителей.

Ребенку необходимо часто писать диктанты для развития восприятия звуков. В домашней обстановке родители могут использовать учебные тетради с прописями.

Для детей младшего возраста используют специальные магниты с изображением букв. С их помощью ребенок должен составлять слова и словосочетания.

Важно: для коррекции оптической формы дисграфии лучше выбирать гелиевую ручку с неровной поверхностью. С ее помощью ребенок научится четко прописывать буквы, а изгибы на инструменте письма будут массировать нервные окончания на пальцах, подавая сигналы головному мозгу.

Главное не принуждать ребенка к занятиям насильственными методами. Таким образом можно лишь ухудшить письменные навыки и способствовать образованию страха перед текстами.

Лечение дисграфии у детей с ОВЗ

Для детей с ограниченными возможностями здоровья важен комплексный подход всех специалистов (учителя, логопеда, психолога, психоневролога и т.д.). В этом случае используют такие терапевтические методы:

  • медикаментозное лечение, направленное на правильное функционирование головного мозга и ЦНС;
  • физические упражнения и массажные процедуры;
  • оздоровление и укрепление организма;
  • лечение присутствующих болезней;
  • работа логопеда с корректирующим воздействием.

Важно учитывать особенности мышления каждого ребенка с ОВЗ для правильного развития письменной речи.

Профилактика

Предупреждение дисграфии начинается с момента зачатия ребенка. Особенно важно следить за состоянием беременной женщины и исключить возможные отклонения в развитии плода. Во время родов специалисты должны разработать методы для максимального снижения риска травмировать новорожденного.

Важно своевременно выявить признаки дисграфии, и определить методы ее устранения.

Профилактические занятия должны проходить с обязательным участием окружающих ребенка педагогов, близких родственников, логопеда, воспитателя. Корректировка грамматических неточностей нужно проводить еще в детском саду. Воспитателям необходимо делать акцент, и исправлять ошибки в произношении слов и предложений.

Помощь родителейВ первую очередь родителям необходимо самим правильно произносить слова и звуки. Подражание ребенку приводит к серьезным проблемам с речью и в последующем ее оформлении при написании. Нормы речи тут.

Успех в борьбе с дисграфией полностью зависит от проявленного терпения к ребенку с трудностями в письме. Регулярное выполнение заданий и упражнений с логопедом помогут излечить недуг и навсегда забыть, что такое дисграфия.

Не пропустите:  Задержка психоречевого развития (ЗПРР)
Предыдущая запись Алалия у ребенка
Следующая запись Дислексия
Обсуждение: есть 1 комментарий
  1. Игорь:

    У нашего ребенка было выявлено такое нарушение речи. Мы вообще не знали что такое возможно. Конечно же будем проходить назначенное лечение. Надеемся на положительный эффект.

    Ответить

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Дефектология

Дефектология – это наука, изучающая различные физические и психические [link_webnavoz]отклонения…

Подробнее...