Дислалия у детей

Дислалия – это нарушения звукопроизношения. Особенность течения заболевания в том, что у пациента присутствует нормальный слух и органы речевого аппарата. При этом наблюдаются отклонения в развитии речевых функций различной природы и степени тяжести. Для постановки диагноза требуется обследование состояния звукопроизношения и структуры дефекта.

Дислалия у детей

Виды

Дислалия разделяется на 3 формы по этиологическим признакам:

1.Органическая или механическая. Возникает из-за анатомических особенностей или поражений органов, участвующих в процессе речи.

2. Функциональная. Включает в себя 3 формы:

  • артикуляторно-фонетическая;
  • артикуляторно-фонематическая;
  • акустико-фонематическая.

3. Возрастная или физиологическая. Произношение звуков непонятное. Наблюдается у детей от 3 до 5 лет и проходит самостоятельно.

Заболевание делится по количественным признакам на мономорфную дислалию и полиморфную. В первом случае нарушение наблюдается с одним звуком, а во втором с нескольким сразу. По статистике полиморфная дислалия встречает намного чаще.

В другой классификации дислалию разделяют на:Нарушение произношения

  • сенсорную (ошибки в речеслуховом восприятии);
  • моторную (дефекты связаны с осложнением двигательных возможностей органов речевого аппарата);
  • физиологическую (характерна для детей дошкольного возраста, не требует лечения).

Дефекты произношения фонем делят по буквам. Представлено в таблице:

Название

Отсутствие или искажение звука

Хитизм.

[х] и [х’]

Йотацизм.

[й]

Ламбдацизм.

[л] и [л’]

Каппацизм.

[к] и [к’]

Ротацизм.

[р] и [р’]

Сигматизм.

Касается всех шипящих и свистящих звуков.

Гамматизм.

[г] и [г’]

Ошибки в:

озвончении;

оглушении;

смягчении;

твердости.

Важно: при дислалии некоторые буквы могут не произносится совсем. Ребенок в процессе разговора делает звуки взаимозаменяемыми. Но по отдельности повторить замененный звук в состоянии.

Причины

Проявления нарушений речи связано с множеством причин. К органической форме дислалии относятся факторы, повлиявшие на неправильное физическое образование органов речевого аппарата и его артикуляционную моторику. Они могут быть врожденными или приобретенными. К ним относятся:

  • Виды дислалиирасщелина твердого неба или верхней челюсти (волчья пасть или заячья губа);
  • неправильный прикус;
  • щели между зубами;
  • отсутствие зубов;
  • короткая уздечка;
  • размер языка;
  • плохое развитие нижней челюсти;
  • нарушения челюстно-лицевой структуры.

Чтобы устранить дефект в развитии артикуляционной моторики пациенту необходима комплексная помощь нескольких специалистов, в том числе и хирургическое или стоматологическое вмешательство.

Функциональная форма дислалии имеет свои причины образования дефектов речевой структуры:

  • слабость ребенка из-за частых инфекционных болезней;
  • особенности психического развития (минимальная мозговая дисфункция);
  • ЗРР (задержка речевого развития)http://rechudetey.ru/narushenie-rechi/zaderzhka-rechevogo-razvitiya-zrr.html;
  • дефекты фонетического восприятия.

Важную роль в образовании функциональной дислалии играет социальная среда обитания. Малыша должны окружать люди с правильной постановкой речи так как детям свойственно повторять за взрослыми.

Важно: двуязычие в семье или постоянное неправильное произношение родителями слов (сюсюканье) провоцируют появление дефектов речи.

Симптомы

Характеристика признаков дислалии довольна проста. При заболевании у малыша словарный запас соответствует возрасту, построение предложений правильное, но дефекты возникают с формированием (свистящих, шипящих, глухих и т.д.) отдельных звуков в словах. Они могут быть:Диагностика

  • взаимозаменяемыми;
  • чередоваться;
  • отсутствовать;
  • произносится отдельно, но не в словах или фразах;

К примеру:

  • вместо «зубы» ребенок говорит «жубы»;
  • вместо «каша» произносит «кася» и т.д.

Также ребенок может добавлять посторонние звуки при разговоре там, где они не нужны. При появлении первых симптомов необходимо проконсультироваться с логопедом. Специалист проведет тщательное обследование, определит точную форму дислалии и обозначит методы ее устранения.

Диагностика

Для постановки диагноза логопед проводит:

  • анализ нарушений речевой деятельности;
  • исследование состояния познавательных процессов и памяти;
  • у более старших детей проверяется читательская компетенция.

Чтобы определить в каких именно звуках происходят ошибки специалист предлагает малышу повторять за ним слова. Система охватывает все без исключения буквы. Они находятся в различных позициях в словах.

Диагностика предполагает опрос родителей о состоянии ребенка в повседневной жизни. Логопед расспрашивает мать о течении беременности и возможных осложнениях во время родовой деятельности. Дополнительно могут назначаться обследования у офтальмолога, стоматолога, невропатолога и проверка слухового органа.

Лечение

Способы избавления от недуга отличаются между собой и соответственно подбирается индивидуальный маршрут коррекции каждому пациенту. Для органической дислалии в первую очередь необходимо хирургическое вмешательство. В большинстве случаев этого бывает достаточно для лечения заболевания. При сложной форме дислалии требуется дополнительная работа с логопедом.

Если у ребенка наблюдается расстройство, связанное с 4 звуковыми группами и больше – это говорит о проблеме с фонематическим слухом. Чтобы устранить отклонение малыша сначала учат находить различия между звуками. После правильно их воспринимать, а потом уже переходят к произношению.

Важно: ребенку с дислалией необходимо обеспечить круг общения, в котором не допускаются речевые ошибки. Все без исключения люди, контактирующие с больным должны правильно выговаривать звуки.

Существуют общие упражнения для выработки правильного разговора. Они основываются на тренировке речевого аппарата:

  • артикуляционная гимнастика;
  • развитие органа слуха;
  • массаж;
  • формирование микромоторики;
  • дыхательная гимнастика.

В домашних условиях важно постоянно контактировать с ребенком, читать книги, рассматривать картинки и называть их, учить стихотворения, петь песни. В целом курс лечения при регулярном выполнении предписания специалистов длится от 1 до 6 месяцев. Длительность зависит от степени тяжести и сопутствующих проблем.

План работы с логопедом

Коррекционные мероприятия с логопедом происходит поэтапно:

  1. Подготовительный. Суть заключает в подготовке артикуляционного аппарата к правильному произношению звука. Этап разделяют на направления для коррекции звука:
  • постановка правильного дыхания во время речевой деятельности;
  • развитие восприятия фонемы на слух;
  • работа с артикуляционным аппаратом во время воспроизведения звука;
  • развитие мелкой моторики;
  • работа с вспомогательными звуками.

Ребенка обучают правильному движению органов речевого аппарата при произношении определённых звуков. На ряду с этим тренируют память, мыслительный процесс, внимание и т.д.

2. Постановка. Этот этап подразумевает закрепление предыдущего (правильная артикуляция, дыхание). Он происходит в игровой форме с помощью специальных приспособлений. В итоге ребенок осваивает воспроизведение звука без посторонней помощи.

3. Автоматизация. Суть заключается в постановке проблемного звука в разные положения. Сначала его ставят в открытые слоги (ми, па, шу). После между двумя одинаковыми согласными (ара, ошо, ака). Далее в пары слогов с согласными (бра, кру, глу).

Завершительная стадия автоматизации – постановка звука на разные позиции словах, проговаривая каждое из них не менее 6 раз.

4. Дифференциация. Дифференциальные упражнения основываются на обучении ребенка различать фонемы, которые он смешивает. Специалист акцентирует внимание на положении органов речевого аппарата при произнесении похожих, по мнению малыша звуков.

С помощью такого приема логопед указывает на разницу между ними. Занятия происходят в 2 этапа. Сначала звук учатся различать отдельно, а после в слогах и словах. На завершительной стадии в предложениях.

Работа с логопедомДля закрепления материала во время этапов обучения и по их завершению логопед выдает домашние задания, чтобы ребенок обучался с родителями. Близким необходимо учитывать, что избавится от дислалии намного проще, чем от недугов (дислексия, дисграфия тут), которые она может спровоцировать в процессе обучения ребенка в школе.

Не пропустите:  Логопедия. Что это?
Предыдущая запись Дизартрия у детей
Следующая запись Артикуляционная гимнастика

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Дизартрия у детей

Дизартрия у детей – патология развития речевых способностей. [link_webnavoz]Нарушение[/link_webnavoz] обусловлено неправильным…

Подробнее...