Общее недоразвитие речи (ОНР)

ОНР (общее недоразвитие речи) – разностороннее недоразвитие речевых способностей у детей. Понятие включает в себя: грамматические и лексические расстройства, нечеткое произношение звуков, неправильное формирование слогов в словах, плохое фонематическое восприятие и другое.

Недоразвитие речи

В логопедии определяют, что это нарушение может возникать у физически здоровых детей с нормально развитыми интеллектуальными способностями.

Общее недоразвитие речи часто путают с задержкой речевого развития. По характерным признакам эти два понятия схожи между собой. Но отличие ЗРР от ОНР в том, что первый вариант относится к детям младше 4 лет, а второй к детям дошкольного возраста. То есть задержка речевых способностей может в дальнейшем способствовать образованию ОНР.

По каким признакам определяют нарушения речи в младшем возрасте

Для предотвращения проблем с речью у ребенка необходимо знать первые признаки, возникающие еще в раннем возрасте. Специалисты говорят, что такие расстройства можно выявить сразу после рождения малыша.

Рассмотрим в таблице возможные отклонения речевого развития ребенка до 3 лет. Подробнее тут:

Возраст

Отсутствие навыков

1 мес.

Малыш не кричит, когда голоден или ощущает боль в животе.

4 мес.

Не улыбается.

5 мес.

Не обращает внимание на игрушки. Не оборачивается на громкие звуки. Не произносит слоги. Например, «агу».

7 мес.

Не пытается привлечь внимание взрослых.

9 мес.

Не говорит отдельных слов. Например, «мама» или «баба».

10 мес.

В словарном запасе меньше 8 отдельных слогов.

1 год.

Не выполняет простых требований. Не знает где мама, бабушка или папа.

1год 6 мес.

Не говорит слов или словарный запас очень мал. Не зовет маму или папу. Не показывает на предметы, если его просят родители.

2 года.

Не использует прилагательные и местоимения в разговоре.

2 года 6 мес.

Отсутствует умение составлять предложения из трех слов.

3 года

Словарный запас менее 800 слов. Ребенок не понимает, что значит большой или маленький предмет.

При возникновении таких отклонений вполне вероятно, что у ребенка ОНР. Поэтому при первых же подозрениях нарушения речи нужно обращаться за помощью к таким специалистам по работе с детьми:

  • отоларингологу;
  • невропатологу;
  • логопеду;
  • психологу.

Такое тщательное обследование проводится с целью определения причин http://rechudetey.ru/narushenie-rechi/prichiny-narusheniya-rechi.html, по которым ребенок плохо говорит, а также для установления диагноза.

Причины ненормального развития речевых способностей

Развитие речиНарушению нормального формирования речи способствуют 2 группы причин:

1.Органические. Возникают из-за повреждений речевого аппарата. Среди них выделяют:

  • наследственные;
  • патологии в период беременности;
  • осложнения во время родовой деятельности;
  • недоношенность.

2.Функциональные. Связанные с неправильной работой речевых органов. В эту группу входят:

  • плохое психомоторное развитие;
  • неблагоприятные условия для жизни;
  • отсутствие внимания взрослых;
  • психосоматические причины.

В процессе формирования речи большую роль играет психологическое здоровье ребенка. У каждого человека есть мысли. Они провоцируют людей к общению и вполне могут вызывать аномалии в устном разговоре.

Уровни ОНР

Работа с логопедом

Работа с логопедом

Для детей с общим нарушением речи характерно отставание в произношении первых слов. Обычно отклонения становятся заметными к 4 годам. Но в некоторых случаях дефект проявляется к 5-летнему возрасту. Ребенок неразговорчив, нечетко произносит слова и путает звуки. Из-за таких признаков возникают проблемы с памятью. Познавательная деятельность плохо развивается. Мыслительный процесс затрудняется. У некоторых детей могут возникать патологии с координацией движений.

Уровни ОНР зависят от способностей ребенка к формированию и произношению предложений. Определить степень речевого расстройства способен логопед.

Дети с 1 уровнем ОНР

Словарный запас ребенка ограничен. Он не способен составить предложения. Для общения использует лепет. Предложения состоят из одного слова и могут быть дополнены жестами. В некоторых ситуациях смысл сказанного непонятен взрослому.

Выделяют еще такие признаки:

  • недоразвитие импрессивной речи (ребенок не понимает значение многих слов);
  • неправильное построение слова;
  • нарушения в произношении звуков;
  • фонематические отклонения.

Дети с таким диагнозом склонны к звукоподражанию. Они стараются заменять сложные слова на более легкие, состоящие из простых слогов.

2 уровень ОНР

Такие дети общаются более развернуто. Они способны составлять простые предложения, в которых задействованы 3 слова. Но высказывания схожи между собой и просты. Таким образом они могут лишь указать на предмет или что-либо попросить.

Словарный запас намного меньше, чем у сверстников с нормальным развитием речевых умений. Также он отличается и качественной характеристикой. Ребенок не понимает многие слова. Поэтому заменяет их близкими по смыслу.

Наблюдаются нарушения в грамматическом построении слов. Возникает путаница с падежами, множественным и единственным числом. Ребенок неправильно согласовывает морфологические и синтаксические конструкции.

Произношение звуков смешанное и нечеткое. Трудно выговариваемые буквы заменяются на более легкие. Фонематическое восприятие практически не сформировано.

3 уровень ОНР

Ребенок с таким диагнозом может построить простое предложение и общаться фразами. Он способен понимать смысл сказанного в свой адрес. Трудности возникают с усвоением грамматических конструкций предложения. Наблюдается недоразвитие логических связей (пространственных, причинных, временных и других).

Словарный запас в этом случае более совершенен. Ребенок может применять в разговоре все части речи. Но больше склонен говорить существительными и глаголами. Неправильное произношение окончаний слов сохраняется. Названия некоторых предметов не соответствуют действительности.

Звукопроизношение и фонематическое восприятие оформлены немного лучше, но ошибки допускаются.

4 уровень ОНР

Детям с таким видом нарушения трудно выговаривают слова со сложной структурой. Звукопроизношение и фонематическое восприятие плохо развиты.

Словарный запас намного разнообразнее, чем в первых трех уровнях. Но ребенок плохо понимает значение многих слов, употребляя их не по назначению. Часто возникают трудности с пересказом произошедших событий.

Что такое речевая карта?

Речевая карта – это один из методов диагностики ОНР. Применяется логопедами для выявления дефектов речи как у детей дошкольного возраста, так и у школьников.

Пример представлен на фото:

речевая карта

Такие карты могут быть разнообразного вида и структуры. Но цель их использования общая. С их помощью проверяют:

  • моторику речевого аппарата и его строение;
  • правильность произношения звуков;
  • фонематический слух;
  • импрессивную и экспрессивную речь;
  • образование и изменение структуры слов;
  • связную речь;
  • умение строить правильные предложения.

Речевая карта заводится логопедом на каждого ребенка отдельно. По результатам проверки определяется уровень недоразвитости речевых способностей и назначить дальнейшее лечение.

Рекомендации

В исправлении речи у детей должны принимать участие в первую очередь родители, так как большую часть времени ребенок находится в домашней обстановке. Это касается не только малышей, которые ходят в детский сад, но и школьников.

Важно: никогда не настаивайте на занятиях, если у малыша плохое настроение. Таким методом можно вызвать лишь негатив к обучению.

Старайтесь пробудить желание общаться. В такой ситуации очень важно оказывать поддержку ребенку и не в коем случае не ругать за ошибки. Представим несколько советов родителям:

  • задействуйте эмоциональное восприятие. В этом помогут различные игры. Например, соорудите дома кукольный театр или домик для зверей. Общайтесь с ребенком с помощью этих персонажей;
  • отвечайте на каждый вопрос максимально развернуто и понятно;
  • не стоит сравнивать ребенка с другими детьми. Таким образом формируются комплексы в раннем возрасте;
  • старайтесь озвучивать каждые свои действия и объясняйте, для чего так нужно было сделать;

Коррекция дефектов речи – очень сложный и долгий процесс. Родители должны постоянно уделять внимание ребенку и побольше разговаривать с ним. У детей с ОНР трудно вызвать интерес к занятиям. Но не стоит отчаиваться и прекращать попытки. В этом деле главное терпение, и все получится.

Не пропустите:  Дизартрия у детей
Предыдущая запись Причины нарушения речи
Следующая запись Задержка речевого развития (ЗРР)
Обсуждение: 2 комментария
  1. Давид:

    У моего ребенка было нарушение речи. Конечно же такой диагноз поверг нас с женой в шок. Но мы стали заниматься с ребенком и удалось избавиться от данного заболевания.

    Ответить
  2. Алла:

    У сына тоже есть нарушение речи. Я конечно же расстроилась когда это выяснилось но не пала духом. Стали заниматься и уже есть прогресс. Ребенок нормально говорит.

    Ответить

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Задержка речевого развития (ЗРР)

ЗРР (задержка речевого развития) – это отставание ребенка в процессе…

Подробнее...