Причины нарушения речи

Под нарушениями речи у детей понимают врожденные или приобретенные отклонения, препятствующие нормальному формированию и развитию речи http://rechudetey.ru/category/normy-rechi. Кроме прямых повреждений самого периферического речевого аппарата, существуют также болезни центрального и связанные неврологические дефекты.

Причины нарушения речиГлобально причины нарушения речи разделяют на органические (врожденные, анатомические) и функциональные (приобретенные).

Органические причины детских речевых дефектов

Такие отклонения появляются вследствие воздействия на сам речевой аппарат ребенка – центральный или периферический. Их лечение достаточно сложное и диагностика может проходить медленно, если им не сопутствуют другие заболевания, которые неврология может быстро определить как сопутствующие.

Причины их появления во многом зависят от родителей их отношения к здоровью не только новорожденного ребенка, но и матери еще в период беременности. Сюда же относятся и различные травмы, выделять которые в отдельную группу анатомический причине не целесообразно.

Органические и анатомические причины нарушений речевой активности у детей раннего возраста:

  • внутриутробные патологии (сюда относится очень широкий спектр проблем и отклонений развития плода вследствие нездорового образа жизни матери, перенесенные ею во время болезни инфекционные и бактериальные болезни, последствия приема определенных групп медикаментов, наследственность одного из родителей, травмы и отравления в период беременности, патологии развития периферического речевого аппарата),
  • Нарушение речиродовые травмы (тяжелые роды, усложненные состоянием матери или условиями их прохождения, неправильные действия медперсонала, реакция на применяемые медикаменты, крайне проблемное состояние новорожденного, невозможность вовремя оказать младенцу срочную врачебную помощь),
  • генетические аномалии (их появление не всегда определяется наследственностью, ребенок может оказаться первым в семье с подобным диагнозом),
  • болезни первых лет жизни (сюда относятся не только тяжелые хронические недуги, но даже обычные ОРЗ и ОРВИ, способные давать осложнения на органы слуха определенным группам детей или на фоне хронических заболеваний).

Можно сказать, что органические причины нарушений речи наблюдаются у детей раннего и дошкольного возраста, так как к ним в основном относятся рано начинающиеся заболевания. У подростков более характерны анатомические причины, такие как травмы или осложнения перенесенных уже в этом периоде заболевания.

К травмам относятся как последствия ударов и порезов, так и воздействия отравляющих веществ на периферический и центральный речевой аппарат.

Функциональные причины нарушений речи

Подобные дефекты речевой активности также называются социальными, так как они часто появляются вследствие изначально существующих проблем с адаптацией ребенка.

Понимать под этим следует неуспешную совместную работу родителей и педагогов, которая не стимулирует в должной степени нормальное развитие речи с самого раннего возраста.

Функциональные сбои также появляются вследствие разовых событий: сильного эмоционального переживания, тяжелой психологической травмы.

Социальные и семейные причины появления нарушений речи в детском возрасте включают:

  • отсутствие вербальных контактов с родителями (с ребенком мало разговаривают, к нему редко обращаются с вопросами),
  • негативные ассоциации с собственным голосом (общение в семье происходит только на повышенных тонах, за любым словом следует физическое наказание или оскорбление),
  • постоянный угнетающий опыт вне семьи (агрессивный ребенок в школе, устраивающий травлю более слабой «жертвы» за то, что и как она говорит; оскорбительные замечания педагогов об ошибках и особенностях речи),
  • Речь у детейнегативный эмоциональный опыт и психологическая травма (сильный разовый или повторяющийся испуг, постоянные негативные переживания, отсутствие эмоциональной близости в семье и замещение ее агрессией).

Отдельно нужно остановиться на понятии соматической ослабленности. Это – особое состояние ребенка, при котором его адаптационные способности снижаются из-за общего плохого состояния здоровья, частых инфекционных и других заболеваний.

Такие дети легко утомляемы, быстро теряют интерес к большинству занятий, становятся апатичны или наоборот гиперактивны, невнимательны и имеют сложности с обучением.

Проблемы со слухом как причины сложностей с речью

Прямое отношение к работе речевого аппарата имеет слух ребенка. Таким образом появляется две связанных проблемы, из которых основная – поражение именно органов слуха.

В данном случае диагностика обычно не осложняется, так как даже очень слабая глухота (как пример) становится быстро заметна. Можно ожидать, что явные проблемы с речью не успеют проявиться, так как реальная их причина будет вовремя устранена.

Заболевания слухового аппарата, вызвавшие нарушения речи, относятся к органическим, так как причина их появления – анатомическая, как и у различных травм. В случаях же, когда проблемы за собой повлекла соматическая ослабленность, то определить можно функциональное расстройство.

Нарушение речиТравмы органов речи

Частой причиной сложностей в общении ребенка является травма периферического речевого аппарата. В данном случае речь не идет о неврологии (относящийся к ее сфере диагностики речевой аппарат называется центральным), а о повреждениях рта, носоглотки, гортани, челюстей и так далее.

Это может быть и как ранней или даже родовой травмой, так и приобретенным позднее дефектом. В большинстве случаев при этом страдает произношение, но понимание и мысленное формирование предложений проблем не имеет. При активном общении с ребенком в семье и школе последствий с его адаптацией не будет.

Раннее обнаружение признаков нарушения речи у ребенка не всегда возможно. Симптомы могут быть скрыты или схожи с другими неврологическими проблемами. Даже последствия травм не редко проявляются с опозданием. Знание реальных причин речевых расстройств помогает вовремя определить, находится ли ребенок в группе риска, и принять необходимые профилактические меры. Например, обратиться к логопеду или дефектологу .

Не пропустите:  Дизартрия у детей
Предыдущая запись У детей старше 3 лет
Следующая запись Общее недоразвитие речи (ОНР)
Обсуждение: есть 1 комментарий
  1. Ольга:

    У нас было нарушение речи из-за врожденных проблем. Потребовалась реабилитация в специализированной клинике и занятия со специалистами. Было сложно но мы справились.

    Ответить

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Общее недоразвитие речи (ОНР)

ОНР (общее недоразвитие речи) – разностороннее недоразвитие речевых способностей у…

Подробнее...