Тяжелое нарушение речи (ТНР)

Дети с ТНР (тяжелое нарушение речи) – это отдельно выделенная категория малышей с нормальным развитием слухового аппарата и с ненарушенным базовым интеллектом, однако с внушительными отклонениями речи. Такие дефекты способны негативно сказываться на психике. В логопедии определяют, что это отклонение приводит к невозможности усвоения ребенком школьной программы. Тяжелое нарушение речи у детейЧасть таких детей с трудом говорят. У них сильно ограничен запас слов. Существуют тяжелые случаи, когда ребенок совсем не может связать пары слов. Может показаться, что это напрямую связано с пониженным интеллектуальным развитием, но проблема заключается в отставании психического развития. В будущем это проявится в трудностях с арифметикой и грамотой.

В крайней форме ТНР можно проследить лексическое и грамматическое недоразвитие, трудности со связной речью. Из этого следует заторможенное мышление, сложности в чтении и при письме.

Основными проблемами при ТНР являются заикание, алалия, афазия.

Классификация тяжелых нарушений речи

Врачи логопеды выделяют на данное время два варианта классификаций трудности речевого развития у детей дошкольного возраста. На основе патологий сформирована такая клиническая картина:

  • проблема с произношением звуков (заикание, дизартрия);
  • проблема с тембром речи (брадилалия, тахилалия);
  • проблема с голосом (афония, дисфония);
  • проблема с чтением и письмом.

Исходя из поставленного диагноза, специалисты определяют индивидуальные методы лечения для каждого ребенка.

В Российской Федерации создана другая классификация речевых дефектов у детей. Ее называют психолого-педагогической:

  • общие, фонетические и фонематические трудности с развитием речи;
  • заикание.

Для полной и правильной диагностики следует рассмотреть нарушения речи по обеим классификациям. В таком случае получится верно выбрать курс лечения.

Причины развития патологии

Очень часто сложно установить причину отклонения http://rechudetey.ru/narushenie-rechi/prichiny-narusheniya-rechi.html по одному из признаков, так как проблема состоит из целого ряда факторов. Специалисты выделяют следующие основные причины ТНР:

  • повреждение головы ребенка во время родов или в первые годы жизни;
  • проблемы со здоровьем во время беременности. Различные инфекционные заболевания будущей матери;
  • гипоксия плода;
  • плохая атмосфера в семье. Грубое отношение к ребенку;
  • излишняя строгость в воспитании;
  • распространенные заболевания у малышей (рахит, ДЦП, синдром Дауна, астения).

Ребенок может плохо развивать свою речь, если у него глухие родители. Наиболее опасными периодами для срыва речевого развития являются 1-2 года и 5-6 лет.

Важно: в некоторых случаях нарушенное развитие речи может быть из-за перенесенных вирусных и бактериальных инфекций.

Обучение детей с ТНР в детских садах

Дети с диагнозом ТНР способны обучаться в специализированных дошкольных учреждениях или в обычных садах, в которых работает врач-логопед. Такое заведение обязано разрабатывать АООП (адаптированную основную общеобразовательную программу) для детей с ТНР в ДОУ. Подобная программа создается индивидуально в каждом детском саду.

В такой разработке должны быть рассмотрены аспекты психофизического и речевого развития каждого отдельно взятого ребенка. В ней учитываются возможности малыша, план коррекции и адаптации его в социальной сфере. Это означает, что детский сад применяет государственную программу для детей с ТНР, но при этом вносит корректировки с учетом на особенности личности каждого ребенка. Утверждение подобного документа осуществляется заведующей и советом управления.

В каждом дошкольном заведении способны работать сразу несколько подобных директив. Обязательными пунктами должны быть:

  • система оценивания успехов и достижений детей;
  • список предметов и действий для достижения поставленных целей;
  • разработанная программа внеучебного развития;
  • ожидаемые итоги и результаты выполнения проведенной работы.

Важно: детей с ТНР желательно отдавать в дошкольное учреждение, где до этого уже обучались похожие малыши. Воспитатели и учителя уже имеют немалый опыт в общении с такими ребятами. Им будет намного проще найти общий язык с ребенком.

Также подобным детям полезно будет находиться в обществе с обычными детьми. Они смогут многому научиться и не будут чувствовать себя в изолированными от общества.

Проблемы при обучении детей с ТНР в школах

Развитие ребенкаПри таком диагнозе ученикам свойственно замедление восприятия информации. Работоспособность у них находится на пониженном уровне. Ассоциативные связи между слуховой, зрительной и речевой способностями нарушены. Происходят сложности в организации произвольной деятельности. Также в расшифровке диагноза ТНР проявляется ухудшение памяти, отклонения в пространственной ориентировке. Ученики плохо себя контролируют. Заметны нарушения в мелкой моторике, зрительной и слуховой координациях.

Из-за возникших проблем с речью проявляются сложности в понимании и усвоении материала по русскому языку. Вследствие этого возникают затруднения с письмом.

При неспособности ребенка к усвоению учебного материала снижается его мотивация к преодолению препятствий. У детей с ТНР понижена самооценка и желание к дальнейшему обучению. Все это приводит к неспособности адаптироваться в школьной среде.

Если не оказывать квалифицированную логопедическую и медико-психологическую помощь, дети не смогут получить качественное обучение.

Технология и методы обучения учащихся

Вместе с требованиями общего типа перед школой становятся и более углубленные задачи для помощи детям с нарушениями речи. Среди них:

  • коррекция устной и письменной речи;
  • в процессе устранения дефектов учитывать психическое развитие каждого ребенка;
  • профессиональная подготовка.

Учебный процесс предусматривает выделение значительного времени посвященного трудовой деятельности школьников. Благодаря такому подходу решается несколько задач одновременно. В первую очередь адаптация детей с отклонениями в социуме, формирование личности и подготовка к жизни вне школьного учреждения. Этот аспект предусматривает и физическое развитие детей с ТНР.

Образование детей с особыми потребностями

Развивающие игрыПод эту категорию попадают дети с нарушением:

  • слуха;
  • зрения;
  • речи;
  • опорно-двигательной системы.

Методика обучения включает:

  • выявление различных патологий в развитии;
  • после постановление диагноза сразу оказать психологическую и педагогическую поддержку;
  • создать специальную программу по реабилитации;
  • выявить особенности развития и создать план самообразования;
  • задействовать родных и окружение ребенка в процесс восстановления;

Обучение детей с особыми потребностями осуществляется в специальных школах и интернатах.

Технология компенсаторного образования

Статистические данные указывают, что более 20% детей имеют различные отставания. Если вовремя не начать устранение дефектов ребенок потеряет адаптацию в учебном процессе.

В качестве компенсаторных функций у детей с ТНР выступают сенсорные системы:

  • тактильные ощущения;
  • слух (при условии, что отсутствуют нарушения);
  • зрение (если не выявлены проблемы);
  • двигательная функция.

Успех по устранению дефектов речи напрямую зависит от состояния перечисленных систем и умения ими пользоваться.

Не менее важным для детей с ТНР выступает педагогическая работа, направленная на:

  • добровольное обучение;
  • адаптированное содержание учебного материала;
  • дополнительные занятия;
  • задействование в процессе обучения компенсаторные возможности ребенка;
  • темп подачи материала в зависимости от скорости усвоения.

Основными элементами успешной реабилитации считаются лояльное и понимающие отношение к учащимся.

Заключение

Рекомендации родителям детей с ТНРСамым главным аспектом в решении проблем с речью у ребенка является понимание родителей важности сложившейся ситуации. Речь активирует огромное количество процессов в головном мозге человека. Способность правильно выражать свои мысли определяет место ребенка в социуме и влияет на психологическое здоровье.

Только близкие люди могут заметить отставания в разговоре малыша на ранних стадиях развития. Именно в этот момент желательно как можно быстрее обратиться за помощью к логопеду. Но не стоит возлагать на специалистов львиную долю работы. Важную роль в исправлении дефектов играет родительское внимание и опека. Взрослые должны проявлять терпение и ни в коем случае не осуждать ребенка за отклонения от нормы. 

Не пропустите:  Общее недоразвитие речи (ОНР)
Предыдущая запись Задержка речевого развития (ЗРР)
Следующая запись Логопедия. Что это?
Обсуждение: 2 комментария
  1. Виталя:

    У меня детей тяжелое нарушение речи. Причем у первого ребенка оно стало проявляться намного раньше чем у второго. С обоими занимаемся. Надо налаживать их речь.

    Ответить
  2. Галя:

    У меня у самой было тяжелое нарушение речи. Это мне мама рассказывала. Я из своего детства только помню что проходила лечение. Ну а теперь нормально говорю как и все.

    Ответить

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Общее недоразвитие речи (ОНР)

ОНР (общее недоразвитие речи) – разностороннее недоразвитие речевых способностей у…

Подробнее...