Задержка психоречевого развития (ЗПРР)

Задержкой психоречевого развития у детей является отклонение от стандартной скорости развития психики у ребенка. Заболевание комплексное и включает в себя проблемы с мышлением, речью, памятью, выражением эмоций. Наблюдаются отклонения в двигательных функциях и навыках поведения.

Задержка психоречевого развития

Дети с таким диагнозом постоянно подвержены смене настроения и с большой трудностью учатся чему-то новому. Им сложно мыслить абстрактно, часто поведение становится нелогичным. Наблюдается рассеянность и отсутствие воображения.

В отличие от ЗПР (задержка психического развития) ЗПРР включает в себя также и проблемы с речевым развитием.  Нормы тут. Диагнозы довольно просто спутать, поэтому важно точно распознать проблему у ребенка, чтобы установить верное лечение.

Признаки

Чтобы точно определить, что это именно задержка психоречевого развития, существует ряд признаков.

ЗПРР является не причиной, а следствием проблем с развитием головного мозга и ЦНР (центральной нервной системы). Такими факторами могут выступать:

  • различные травмы, инфекции или отравления матери при вынашивании плода;
  • гипоксия (кислородное голодание) у ребенка;
  • трудности во время родов или травма малыша;
  • различные инфекции у ребенка, которые влияют на головной мозг либо травмы;
  • нарушение структуры мозга из-за хромосомных или генетических болезней;
  • психические травмы в раннем периоде;
  • неверное воспитание малыша (чрезмерная опека или недостаточное внимание).

Существует также ряд заболеваний, которые напрямую могут вызвать ЗПРР:

  • Нарушение речиврожденные проблемы центральной нервной системы, нарушения обменных процессов в ней;
  • ишемия головного мозга;
  • чрезмерное давления внутри черепной коробки;
  • эпилепсия и гидроцефалия;
  • детский церебральный паралич;
  • опухоль головного мозга;
  • отклонения в сосудах головного мозга;
  • проблемы с ликвородинамикой;
  • лейкодистрофия.

Задержку психоречевого развития возможно выявить в довольно раннем детстве. В каждом периоде развития малыша существуют симптомы, указывающие на возможность заболевания:

  • 4 месяца. Отсутствие реакции на жесты или слова, ребенок не улыбается;
  • 7-9 месяцев. Малыш не лепечет, не повторяет однообразных слогов;
  • 1 год. Ребенок чрезмерно спокойный и тихий;
  • полтора года. Не может произнести простых слов и не реагирует, когда к нему обращаются по имени или с просьбой;
  • в 2 года малыш может использовать довольно скудный запас слов и не может повторять за родителями новые слова;
  • в 2.5 года у ребенка получается произносить до двадцати слов, но составить фразу не выходит. Отсутствует знание о названиях предметов либо частях тела;
  • в 3 года не выходит сложить предложение, говор чересчур быстрый. Ребенок «проглатывает» окончания слов или растягивает их. Способен повторить дословно сказанное взрослым.

Важно: особенностью детей с ЗПРР является повышенное слюноотделение и постоянно слегка приоткрытый рот. У них наблюдается гиперактивность и чрезмерная агрессия. Таким малышам присуща невнимательность и усталость, плохо развитая память.

Подобные характеристики подходят детям с аутичными чертами, поэтому важно правильно установить диагноз, чтобы не навредить ребенку неверным лечением. Под некоторые из этих симптомов подходят дети с ДЦП.

Если провести такие диагностики как электроэнцефалография и метод вызванных потенциалов, то возможно выявить органические изменения в левом полушарии головного мозга.

Диагноз ЗПРР в лечебной практике обозначается кодом по МКБ-10: F80.1.

Лечение

Что же делать если такое заболевание выявлено у ребенка и можно ли вылечить его? Лечение нужно начинать как можно раньше, важно чтобы оно было комплексным. Для помощи малышу понадобятся консультации логопеда, невролога, психолога и рефлексотерапевта.

Если болезнь не запущена и лечение своевременное, то можно ожидать хороших результатов. В таком случае ребенок в дальнейшем сможет учиться в обычной школе наравне с другими ребятами.

Речь у детейМикротоковая рефлексотерапия способна воздействовать малыми импульсами электрического тока на активные точки головного мозга. Такой способ может улучшить работу центральной нервной системы. Специалист работает с теми зонами, которые отвечают за понимание и производство речи. Метод прекрасно работает при гидроцефалии, применять его можно детям с полгода.

Коррекционная работа дефектолога http://rechudetey.ru/logopediya/defektologiya-chto-yeto.html начинается с детьми от 2 лет и старше. Специалист может помочь с улучшением памяти, развитием мышления и мелкой моторики. Логопед берется за работу, когда малыш достигает возраста 4-5 лет. Врач поможет ребенку с улучшением артикуляции, верной постановкой предложений.

Логопедический массаж сможет простимулировать жевательные и мимические мышцы. С его помощью детям проще генерировать звуки.

Медикаментозное лечение способен назначить невролог либо невропатолог. Они определяют, какие анализы должен пройти ребенок. Обследуют его в барокамере, компьютерной томографией.

Исходя из результатов обследования назначается курс препаратов. К ноотропным лекарствам относят Фенотропил, Семакс, Танакан, Глиатилин, Глицин, Энцефабол, Ноотропил, Пантогам. Они помогут восстановить функции головного мозга, улучшают память и умственную деятельность. Лекарства этой группы снижают кислородное голодание клеток мозга, а также поднимают настроение ребенка, исключают судороги.

Витаминными комплексами при ЗПРР выступают Мильгамма и Нейромультивит. Они содержат в своем составе группы В, Е, С, РР, полезные микроэлементы и фолиевую кислоту. Также важны тиамин, никотиновая кислота, рыбий жир в капсулах и биотин.

Лечение без применения препаратов

Немедикаментозная терапия является не менее значимым аспектом. Она включает:

  • Проблемы с мышлениемзанятия с психологом, логопедом;
  • массажные процедуры;
  • трудотерапия;
  • плаванье с дельфинами;
  • ЛФК.

Для получения скорейшего эффекта необходимо подключать все окружение ребенка. Огромное значение имеют такие задания:

  • обучение малыша описывать изображения. Родителям необходимо показывать разные картинки и рассказывать, что на них нарисовано. Через время попросить ребенка сделать тоже;
  • с выражением поведать крохе смешную историю, чтобы вызвать большой интерес и желание расспросить по подробнее о событиях;
  • учить стихотворения, скороговорки, петь песни;
  • делать акцент на общении. Стараться не замечать желаний ребенка выраженных в форме жестов;
  • вносить в словарный запас малыша новые слова и объяснять их значение.

Важно: Чтобы достичь максимально быстрого успеха в терапии нужно вызвать интерес ребенка к играм. Родителям следует набраться терпения и не ругать кроху в случае нежелания учиться. Время, отведенное на выполнение задач увеличивать постепенно.

Прогноз

При своевременном обнаружении проблемы и комплексном подходе прогноз положительный. Но это касается детей с отсутствием других сопутствующих расстройств.

Для малышей с осложнениями процесс лечения более длительный и плодотворный, требующий особого отношения. В таких ситуациях полностью исключить заболевание не получится, но подкорректировать его основные симптомы и проявления возможно.

Профилактика

Основные методы по предотвращению развития ЗПРР:

  • ежедневно придерживаться установленного режима сна;
  • Коррекция нарушения речипостараться обеспечить ребенку, как можно больше общения со сверстниками. Проводить праздники в компании детей;
  • чтение, изучение стихотворений и т.д.;
  • здоровый рацион питания. Желательно, как можно меньше давать ребенку хлебобулочных изделий (помимо простого хлеба), сладкое, экзотические фрукты и овощи;
  • занятия со специалистом не позже 8 лет;
  • развивать сенсорные навыки и мелкую моторику. Учить различать предметы по их характеристикам и особенностям;
  • проговаривать все действия, происходящие вокруг крохи.

Помимо вышеперечисленного необходимо регулярно проходить осмотры у врачей (невролога, педиатра, логопеда, отоларинголога, ортопеда, офтальмолога). Чтобы выявить наличие отклонений или исключить их присутствие.

Важно: родителям нельзя выжидать время, думая, что отклонение пройдет, само собой. Такого не бывает! Необходимо при первых же признаках обратиться за консультацией к логопеду. Он подскажет, как играть с крохой, делая акцент на развитие речевых способностей и постановке звукопроизношения.

Не пропустите:  Дислалия у детей
Предыдущая запись Артикуляционная гимнастика
Следующая запись Звук «Р» и «Рь»

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Общее недоразвитие речи (ОНР)

ОНР (общее недоразвитие речи) – разностороннее недоразвитие речевых способностей у…

Подробнее...