Звук «Ч»

Постановка и автоматизация звука «Ч» предполагают интенсивные занятия с ребенком. Коррекционные мероприятия можно проводить без помощи логопеда в домашней обстановке. Основное условие успешного освоения фонемы – понимание малышом правильного расположения органов речевого аппарата при воспроизведении.Постановка и автоматизация звука Ч

Нарушение произношения

Чтобы подобрать правильную тактику обучения и понять, как поставить звук «Ч» необходимо знать какие виды нарушений у детей существуют. Фонема «Ч» складывается из 2 букв «Т» и «Ш». От освоения ребенком этих звуков зависит произношение «Ч».

Классификация дефектов:

  1. Межзубный. Язык находится между зубов, когда малыш пытается проговорить фонему. Звук становиться шепелявым и нечетким.Дефекты речи
  2. Призубный. Язык напряжен и располагается за верхними резцами. Кончик органа касается альвеол. Боковыми сторонами упирается в коренные зубы. Такое положение языка может вызывать замену «Ч» на твердое или мягкое «Т». Воздушная струя толчкообразная.
  3. Губно-зубный. Язык приспущен к низу. Бока касаются коренных резцов, расположенных в верхней челюсти. Нижняя губа приподнимается, соприкасаясь с верхними резцами, находящимися по центру. Происходит замена «Ч» на «Ф» (чайник – Файник).
  4. Боковой. Воздушная струя при выдыхании проходит по одной из сторон языка. Орган может находиться у верхних или у нижних резцов. При этом имея наклон в одну из сторон. Звучание невнятное.
  5. Шипящий. Язык напрягается и выгибается. Кончик органа находится внизу. Он делает упор книзу ротовой полости. Воздушная струя проходит по всей области языка. Происходит замена «Ч» на мягкий «Ш» (чуб – Шюб).
  6. Свистящий. Речевой орган касается нижних центральных резцов. Серединка языка изогнута и образовывает желобок. Боковые стороны прилегают к задним верхним зубам. Губы в улыбающемся положении. Воздух на выдохе проходит посредине языка. Происходит замена «Ч» на твердую или мягкую «С» (чудо – Сюдо, чашка – Сашка).
  7. Носовой. Язык опускается вниз и слегка оттягивается назад. При этом спинка органа напрягается серединой касаясь неба. Воздушная струя выходит через нос. Звучание становится гнусавым (чудо – Хнюдо).

Важно! При обнаружении одного из перечисленных дефектов рекомендуется пройти консультацию у специалиста. Каждое отклонение требует индивидуального подхода для решения проблемы.

Готовность органов речи ребенка

Появление звуковой культуры речи у малыша происходит практически с рождения (нормы тут). Развитие речевых способностей представлено в таблице.

Этапы

Характеристика

Подготовка.

Проявляется в первый год жизни малыша (лепет, гуление). К 6 месяцам ребенок начинает подражать взрослым копируя часто произносимые звуки.

Пред дошкольный.

Длительность периода 1-3 лет. Появление новых слов (баба, мама). Составление не сложных предложений.

Дошкольный.

Для дошкольников до 4 лет характерна замена или смягчение звука «Ч». С 5 лет дефект должен исчезнуть. Начинается формирование шипящих. Дошкольный период длится до 6-7 лет. Словарный запас ребенка более 2500 тысяч слов.

Школьный.

Длится с 7-17 лет. В начальной школе происходит полное формирование речевых способностей.

Важно! К 11 летнему возрасту необходимо устранить все фонетические ошибки ребенка при условии отсутствия физических отклонений, связанных с дефектами органов речевого аппарата.

Способность к правильному произношению звука «Ч» формируется только с 5 летнего возраста. Фонема сложна для восприятия ребенком раннего возраста из-за того, что состоит из двух звуков «Т» и «Ш».

Не пропустите:  Звук "Ш"

Артикуляция фонемы «Ч»

Чтобы поставить звук быстро и без проблем необходимо донести ребенку, в каком положении и как должны двигаться органы речи. Правильная артикуляция //rechudetey.ru/logopediya/artikulyaciya.html наглядно представлена в картинках:

Правильная артикуляция звука "ч"

Правильная артикуляция звука «ч»

Произношение звука Ч

  • Губы слегка выдвинуты вперед. Принимают округлую форму.
  • Зубы разъединены.
  • Язык расслаблен. Кончик органа дотрагивается до нижних зубов. Спинка прижимается к альвеолам. Ее средняя часть касается твердого неба.
  • Воздушная струя проходит посередине языка.

Упражнения

Артикуляционные упражненияПеред началом занятий специалист может направить ребенка на обследования:

  • умственных способностей;
  • слуха;
  • правильного строения и развития артикуляционного аппарата.

Также логопедом проводится сбор анамнеза (сведения). Информация нужна для определения среды обитания ребенка. Часто причиной неправильного произношения является окружение. Например, двуязычие в семье. Тогда возникает потребность в дифференциации фонемы.

Логопедические занятия состоят из постепенного перехода этапов по освоению звука «Ч». В подготовительной группе проводят артикуляционную гимнастику для развития подвижности органов.

Задания можно выполнять в домашней обстановке, например:Работа над звуком Ч

  • «Пирожок» (укрепление мышц языка). Ротовую полость открываем. Речевой орган высовываем, чтобы он принял лопатообразную форму. Боковые стороны приподнимаем до образования желобка. Губы улыбаются. Упражнение выполняем 10 секунд 2-3 раза.
  • Подготовительные упражнения на звук Ч«Фокус» (отработка умения держать приподнятый язык и контролировать поток воздуха). Ротовую полость держим открытой. Губы улыбаются. Язык высовываем. Его боковые стороны и кончик приподнимаем. Середину опускаем вниз. Удерживая органы в таком положении стараемся выдувать воздушную струю. Она должна ощущаться на кончике носа.
  • «Рупор» (укрепление и выработка подвижности губных мышц). Зубы смыкаем. Движения выполняем только губами. Они имитируют воспроизведение гласных букв.
  • «Варенье» (отработка движений языка). Приоткройте рот. Губами улыбнитесь. Языком возите сначала по верхней, а потом по нижней губе. При этом орган принимает лопатообразную форму. После кругообразных движений язычок втяните в ротовую полость. Его боковые стороны должны касаться верхних коренных резцов. Упражнение выполняйте 3-4 раза.
  • «Лошадка» (растягивание уздечки). С помощью языка имитируйте стуканье копыт лошадки. При этом рот широко откройте, а губы растяните в улыбке. Длительность занятия 15 секунд.

Важно! Взрослые выполняют задания с ребенком перед зеркалом. Тогда малышу проще понять, как правильно их делать.

После успешного прохождения подготовительного этапа следует проведение постановки звука «Ч».

Не пропустите:  Дефектология

//youtu.be/qwYWt7Mt8UQ

Способы

  1. Воспроизведение от мягкой буквы «Т». Ребенка просят быстро проговаривать звук. Язык должен касаться кончиков передних резцов. Во время произношения специальным шпателем или лопаткой кончик языка немного сгибают к верху. Образовывается звук «Ч».
  2. Произношение от «Т» и «Щ». Необходимо проговаривать фонемы по очереди в быстром темпе. Губы должны улыбаться.
  3. Появление звука «Ч» с помощью слогов (ать, оть, ить). Малышу предлагают повторить много раз один из представленных слогов. При этом ложкой или шпателем отодвигают кончик языка к альвеолам. Тогда получается «ач, оч или ич».
  4. Способ подражания. Взрослый произносит фонему перед зеркалом, показывая артикуляцию, а ребенок старается повторить. Это упражнение предполагает наличие усидчивости у малыша и терпения у родителя.

Важно! При носовом дефекте произношения используют логопедические упражнения для отработки правильности дыхания.

В логопедической базе находится целая картотека различных заданий. Поэтому родителям не стоит пренебрегать посещением специалиста.

Закрепление

После обучения ребенка звуку необходимо автоматизировать произношение «Ч». Процесс происходит постепенно от легких до более сложных заданий:

  1. Упражнения на звук ЧИспользование слогов. Они должны быть изначально прямыми (ча-ча-ча, чу-чу-чу и т.д). После проговаривают обратные (ач-ач-ач, уч-уч-уч). Если нужно дифференцировать звук «Ч» от «Т», «Ц» или «Щ», то применяются слоги с наличием этих букв (ча-та, що-чо, чу-цу).
  2. Слоги и слова. Для этого этапа подходят чистоговорки (Ча-ча-ча — сидит зайчик у врача).
  3. Слова. Буква должна стоять в начале слова, в середине и в конце. Используют стихи, песенки, скороговорки.
  4. В предложениях. Чтение текстов, рассказов, историй вместе с ребенком.

Важно! Избегайте переутомления малыша. Не стоит начинать занятия, если он устал после прогулки или других действий. Упражнения для детей 5-6 лет длятся 10-15 минут. Время увеличивайте на 5 минут в соответствии с возрастом.

Автоматизация звука ЧОбычно закрепление результата логопеды предоставляют родителям в качестве домашних заданий. Детям проще обучаться в привычных условиях не стесняясь взрослых.

Не пропустите:  Артикуляция
Предыдущая запись Звук «Ж»
Следующая запись Звук «Ц»

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Звук "Р" и "Рь"

Малыши в возрасте до 5-6 лет должны уметь самостоятельно произносить…

Подробнее...