Звук «К» и «Кь»

Постановка и автоматизация звука «К» и Кь» требует комплексного подхода. Перед началом обучения ребенка необходимо выработать у него осознание механизма образования буквы артикуляционным аппаратом. Определить порядок проведения занятий с обязательным присутствием артикуляционной гимнастики. Закрепление результатов осуществлять после освоения малышом изолированного звука.

Постановка звука К и Кь

Нарушения воспроизведения фонемы «К» и Кь»

Логопедия https://rechudetey.ru/logopediya/logopediya-chto-yeto.html разделяет ошибки произношения твердого и мягкого звука К на 3 группы с характерными видами отклонений от нормы. Представлено в таблице:

Название

Вид нарушения

Характеристика

Каппацизм

Отсутствие правильного воспроизведения звука.

Фонема заменяется щелчком голосовых связок.

Искажение буквы.

Носовое воспроизведение (возникает при неправильном дыхании). Боковое произношение характерно для детей с неверно поставленной артикуляцией или наличием органических дефектов..

Полное отсутствие «К» и «Кь» в разговоре.

Ребенок систематически пропускает букву в словах (Кит – Ит, Куб – Уб).

Паракаппацизм

Замена «К» на «Т». Кот – Тот, Куб – Туб.

Замена «К» на «Х». Кит – Хит, Ком – Хом.

Все перечисленные виды отклонений объединены специалистами в одно понятие – дислалия. Диагноз также включает различные дефекты произношения звонких и глухих согласных. Исключением являются гласные звуки. Они произносятся при дислали правильно.

Важно: если не заниматься с крохой на ранней стадии обнаружения проблемы до школы, то это может привести к развитию дисграфии (ошибки письма тут) и дислексии (ошибки чтения). Коррекция у детей школьного возраста требует значительно больше времени и обязательного вмешательства логопеда.

Причины

Чтобы понять, как правильно поставить звук необходимо знать первопричину появления отклонения от нормы. На возникновение ошибочного или полного отсутствия произношения звука «К» и «Кь» влияют такие факторы:

Органические дефекты, связанные с неправильным строением речевых органов:Причины нарушения произношения

  • аномалии верхней части полости рта. Небо может быть слишком высокое, мягкое, узкое. Мягкая часть быть твердой и наоборот.
  • неспособность малыша различать звуки на слух (фонематические отклонения);
  • слабые мышцы языка;
  • плохая чувствительность языковых мышц;
  • нарушения физического слуха в легкой форме.

Социальные факторы:

  • упущение родителей, воспитателей, педагогов;
  • использование 2 и более языков в семье;
  • отсутствие артикуляционных занятий;
  • повторение речи с ошибками за близкими.

Определить какой фактор стал предрасполагающим для ребенка в развитии дефекта и как его устранить способен специалист. Для этого логопед собирает подробный анамнез в индивидуальном порядке, осматривает состояние речевых органов и делает вывод на основе обследования.

Нормальная артикуляция для звука «К» и «Кь»

Органы речевого аппарата при произношении фонемы «К» принимают положение:

  1. Губы разомкнуты в соответствии с последующим гласным звуком.
  2. Кончик языка за нижними зубами. Орган не касается зубов, а расположен ближе к середине ротовой полости.
  3. Середина языка опущена.
  4. Задней частью органа делается упор в мягкую часть неба. Края по бокам немного дотрагиваются твердого неба.
  5. Мягкое небо приподнято. Оно должно перекрывать ход в носовую полость.
  6. Голосовые связки в расслабленном состоянии;
  7. Воздух через рот.

Постановка звука КАртикуляция звука «Кь» предполагает особенности:

  1. Уголки губ оттянуты назад.
  2. Губы прижаты к зубам.
  3. Кончик языка делает упор в нижние резцы.
  4. Середина языка приподнята. Она касается середины твердого неба.

 

Не пропустите:  Артикуляционная гимнастика

Упражнения для построения правильной артикуляции

Важность артикуляционной гимнастики доказана научными исследованиями. Быстрое освоение ребенком воспроизведения любого звука зависит от натренированности органов речи. Такие приемы подходят неговорящим детям и старшей группе лиц после перенесенной болезни (инсульт). Для каждой буквы характерны свои упражнения.

Основные тренировочные занятия по подготовке перед постановкой звука «К» и «Кь»:Зондовый массаж

  • блинчик. Хорошо открывают ротовую полость. Расслабленный язычок кладут на нижнюю губу. Далее чередуют улыбку с угрюмым выражением лица. Язычок неподвижен.
  • горка. Кроху просят широко открыть ротик. Язычок выгнуть, чтобы образовать горку. Кончиком органа сделать упор в нижние резцы. Задержать положение на 10 секунд;
  • массаж. Занятие для расслабления мышц. Слегка открыть ротик. Язычок перемещать по нижней губе. Понемногу покусывать его зубками;
  • ветер с горки дул. Для выполнения в работу включается дыхательная система. Ребенок обучается прогонять воздушную струю по языку. Малыш открывает рот и выполняет языком упражнение горка. Далее нужно сделать глубокий вдох. После постепенно выдыхать, делая акцент на положении середины и корня языка. Они должны перекрывать ход воздуха к носовой полости. Получается кряхтящий звук. Так можно выработать произношение фонемы «К»;
  • язычок – силач. Малышу предлагают поиграть в игру, в которой язык будет оказывать сопротивление постороннему предмету. Для упражнения подойдет чистая чайная ложка. Взрослый подносит ее к кончику язычка. Крохе нужно стараться вытолкнуть предмет из ротовой полости. Ротик хорошо открыт.

Важно: главная задача взрослого добиться правильного положения языка. Приподняться должна средняя часть к твердому небу и корень органа к мягкому небу. Занятие проводят постепенно, чтобы не перегрузить мышцы.

Детальную технологию и очередность проведения упражнений подскажет логопед с индивидуальным учетом способностей ребенка.

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики

Секреты успешного освоения упражнений:

  1. Занятия с логопедомЗанятия проводят 2-3 раза в день. Длительность выполнения до 5 минут.
  2. Все движения органов речи повторяют 3-4 раза.
  3. Постепенное увеличение нагрузки на речевой аппарат. Сначала проводить статистические виды упражнений (15- 20 секунд удерживать положение). После переходить на динамические, повышая двигательную активность органов.
  4. Задания проводить в игровой форме.
  5. Применять зеркало для наглядности.

Важно: начинать выполнять новое задание необходимо после усвоения крохой предыдущего.

Методы постановки звука «К» и «Кь»

Логопедами используются такие способы:

По подражанию.

  1. По подражаниюОсуществляют перед зеркалом. Взрослый тихо покашливает на выдохе с широко открытым ртом.
  2. Ребенок должен видеть расположение языка в этот момент. При кашле должны слышаться звуки «К» и «Э». Нужно стараться избегать выраженного «Х» между ними.
  3. После малыша просят повторить услышанное. Он должен покашливать себе на ладошку.
  4. Под подбородком крохе немного можно сдавить шею не на долго. Так получиться более четкий звук «К».
  5. Попросите малыша глубоко вдохнуть и выдохнуть. Выдохнув полностью воздух нужно покашлять шепотом. Стараться убрать фонему «Х» при кашле.
  6. Упражнение выполняют 2-3 раза в день. Как только получится максимально приближенный звук «К». Ребенка просят, покашливая произносить Ка-Ка-Ка и т.д.
  7. После успешного выполнения занятий малыша учат произносить изолированный звук.

Механический способ.

Механическим способомПостановку осуществляют от звука «Т» (взрывной, переднеязычный, передненебный). Выполняется с помощью зонда и шпателя. После инструменты заменяют пальцем взрослого, а потом ребенка.

Нажимают на кончик языка, отодвигая его вглубь во время произношения слогов Та – Та – Та. Практически сразу получается Ка – Ка – Ка. Результат закрепляют со временем исключая механическую помощь.

Мягкий звук «Кь» ставят механическим методом, как и твердый. При этом используют слоги Тя – Тя – Тя или Ти – Ти – Ти. Постановка с помощью инструментов самый распространенный способ, используемый специалистами для буквы «К».

Закрепление

Автоматизация фонемы включает этапы:

  1. Произношение в слогах. Ка-ка — ка-ка-ка; ку-ку — ку-ку-ку и т.д. Можно использовать картинки, например, с курочкой и проговаривать ко-ко-ко-ко.
  2. Произношение в словах с прямыми слогами. Кабан – кабина – кабинет и т.д.
  3. Слова с обратными слогами. Ок-ок-ок — ток.
  4. Слова и слоги с использованием нескольких согласных подряд. Ква-кво-кву; ква — квант – квота.
  5. Слова с повторением фонемы. Какаду – какая – капкан.
  6. Произношение в предложениях. Чтение крохе сказок, рассказов, текстов с частым использованием буквы «К» и «Кь».

Важно: начинать автоматизацию звука следует после того, как малыш успешно справился с воспроизведением изолированной фонемы.

Закрепление

Предыдущая запись Звук «С» и «Сь»
Следующая запись Звук «Д» и «Дь»

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Звук "Л" и "Ль"

Постановка и автоматизация звука «Л» и «Ль» - длительный процесс.…

Подробнее...