Звук «Л» и «Ль»

Постановка и автоматизация звука «Л» и «Ль» — длительный процесс. Коррекция может занимать более 1 года. Устранение проблемы происходит в быстром темпе при условии, что отклонение выявлено своевременно. Обращаться за помощью к специалисту необходимо при первых же признаках искажения фонемы.

Постановка звука Л и Ль

Нарушения произношения

Дефекты  у детей тут связанные с неправильным воспроизведением твердого «Л» и мягкого «Ль» принято разделять на 2 большие группы. Представлено в таблице:

Название группы

Вид отклонения

Характеристика

Ламбдацизм

Носовой.

Ребенок выговаривает звук с неправильно поставленным дыханием. Поток воздуха попадет в носовые ходы. («Л» заменяется на «НГ»).

Двугубный.

Малыш во время произношения непроизвольно делает губами трубочку. Получается замена «Л» на «У» (лак на Уак; лето на Уето и т.д.)

Межзубный.

Кончик языка оказывается в межзубном пространстве.

Отсутствие буквы в разговоре.

Ребенок полностью исключает букву из лексикона (лампа меняется на Ампа).

Параламбдацизм

(изменения фонемы на другие звуки)

Замена «Л» на «В». Лапка – Вапка; Луна – Вуна.

Замена «Л» на «Г». Стул – Стуг; Луг – Гуг.

Замена «Л» на «Д». Леска – Деска; Лис – Дис.

Замена твердого «Л» на мягкий. Дала – Даля.

Замена «Л» на «ЙА», «Ё», «ЙУ». Лапка – Йапка; Ложка – Ёжка; Любовь – Йубовь.

Любой из перечисленных видов отклонений устраняется с помощью логопедических упражнений и приемов.

Причины

Чтобы быстрее сформировать у ребенка правильное произношение фонемы необходимо выяснить первопричины появления нарушений:

  • двуязычие в семье;
  • межзубное произношение;
  • язык в расслабленном состоянии.

Замечание: Еще одна причина неправильного произношения звука – возраст крохи. Малышам до 4 лет свойственно ошибаться и путать фонемы в словах.

При возникновении таких случаев у малыша наблюдается неправильная постановка речевых органов. Положение языка плохо разработано, поэтому звук искажается. Бывают ситуации, когда дефект связан с нарушениями дыхания во время разговора:Нарушение произношения звука Л

  • формирование фонемы губами;
  • кончик языка не дотрагивается зубов. Он просто опускается вниз и звук теряется;
  • кончик языка находится за нижними зубами, а его середина ближе к небу. При воспроизведении фонемы «Л» должно быть наоборот.

Каждая вышеперечисленная причина устраняется на индивидуальных занятиях с логопедом и выполнении домашних заданий. Устранить недостатки возможно за короткий срок при условии регулярной работы.

Важно: при дизартрии необходимо выполнять комплексные упражнения под контролем специалистов. Наличие заболевания предполагает поэтапную постановку фонемы «Л».

Правильное артикуляционное положение органов речи

Речевой аппарат при произношении «Л» принимает положение:

  1. Губы наполовину открыты. Положение полностью нейтральное, чтобы произнести гласную фонему после согласного звука.
  2. Верхние и нижние зубы слегка разомкнуты.
  3. Кончик языка упирается в верхнюю челюсть (зубы или десны). Остальная часть языка полностью опущена вниз.
  4. Боковые края языка и дальние зубы образуют с двух сторон небольшое пространство между собой. Через щели проходит воздушная струя.

Образование мягкого звука «Ль» немного отличается. Губы принимают положение как при улыбке. Кончиком языка делают упор в альвеолы (бугорки за передними резцами). Остальная часть языка слегка приподнята.

Продемонстрировано в картинках, как поставить звуки «Л» и «Ль»:

Профиль звука Л

Упражнения для речевого аппарата

Артикуляционная гимнастика http://rechudetey.ru/logopediya/artikulyacionnaya-gimnastika.htmlважнейшая составляющая успешного преодоления недостатков с произношением. Выполнение заданий с упором на органы речи являются подготовительным этапом перед постановкой фонемы. Основные упражнения для тренировки подвижности губ и языка:

  1. Гамак. Кончиком языка дотронуться до верхних зубов. Остальную часть органа прогибают к низу, образовывая гамак. В таком положении находятся 10-15 секунд.
  2. Упражнение "Вкусное варенье"Вкусное варенье. Двигают широким языком сначала по верхней, потом по нижней губе. При этом губы должны быть неподвижны.
  3. Индюк. Язычок в ускоренном темпе облизывает губы. В это время ребенок должен постараться произнести бл-бл-бл-бл.
  4. Упражнение "Лошадка"Лошадка. Крохе предлагают имитировать цоканье копыт животного. Кончиком языка щелкают по небу.
  5. Широкая улыбочка. Крохе предлагают растянуть губы в улыбке насколько это возможно и замереть в таком положении на несколько секунд. Упражнение повторят 2-3 раза.

Замечание: занятия помогают тренировать артикуляцию, если трудно поставить любые виды фонем глухие или звонкие, твердые или мягкие и т.д.

Дыхательная гимнастика

Звуки «Л» и «Ль» воспроизводятся на выдохе. Чтобы правильно поставить фонему специалисты рекомендуют регулярно выполнять упражнения на вдох-выдох:

  • Стой лошадка! Глубоко вдохнуть воздух, а на выдохе произнести бр-бр-бр.
  • Шарик. Крохе предлагают лечь на пол. Ручки кладут на животик. На вдохе «шарик» (животик) надувается, на выдохе сдувается.
  • Кораблик. В тазик с водой опускают бумажный кораблик. Малышу предлагают струей воздуха перемещать его.

Дыхательная гимнастика проводится 2-3 минуты ежедневно.

Совет: детальный план работы и более подробные методы тренировки речевых органов предоставляет логопед. Специалист объяснит, как быстро и эффективно проводить упражнения.

Способы постановки звуков «Л» и «Ль»

От какого звука можно поставить звук «Л» определяется индивидуально для каждого ребенка с учетом возможностей и умений. В логопедической практике выделяют такие методы:

  1. По подражанию. Выполняется сидя перед зеркалом. Малышу показывают правильное расположение речевых органов в отражении и просят повторить. После успешно выполненной задачи предлагают озвучить букву в таком положении.

    Замечание: занятие подойдет больше всего для детей с полным отсутствием фонемы в словах, когда не требуется перестраивать устоявшиеся положение органов при воспроизведении.

  2. Постановка от буквы «Ы». Происходит в игровой форме имитируя пароход. Кроху просят широко улыбнуться. Язычок слегка прикусить и протяжно произнести звук «Ы». Он плавно перейдет в протяжное л-л-л. Такое упражнение можно пробовать выполнять с другими гласными звуками.
  3. Постановка от буквы «В». Занятие нацелено на торможение нижней губы. Проговаривая букву «В» малышу нужно не шевелить нижней губой. Если не получается взрослый придерживает губку пальцем. Для дошкольников читают специальные стихи или поют песенки с обилием в словах буквы «Л» и просят повторять.
  4. Постановка от звука «Ль». Мягкий звук произносится ребенком охотнее. Он не требует напряжения языка и получается быстрее. Чтобы получить твердую фонему малышу предлагают воспроизводить слоги (Ла, Ло, Лу). При этом просят кончиком языка доставать верхней губы.
  5. Механический способ. Выполняется с помощью специального инструмента или чистых пальцев. Проводить манипуляцию только под контролем логопеда или с его участием. Язычок просят приподнять за верхние резцы. Инструментом поддерживают его на нужном уровне во время произношения фонемы. Метод подходит пациентам с дизартрией.

Выше обозначенные способы можно выполнять по одному или включать в работу сразу несколько. Все секреты выполнения методик можно узнать на консультации у логопеда.

Закрепление

После пройденных подготовительных этапов необходимо автоматизировать произношение. Процесс происходит в несколько этапов:

  1. Закрепление звука ЛВоспроизведение звука с помощью слогов. Наиболее подходят чистоговорки с употреблением буквы «Л». Взрослый делает упор на том, как выговаривать слоги в словах.
  2. Произношение в словах. Здесь подойдут различные скороговорки с буквой «Л». Важно, чтобы звук присутвовал в начале, в середине и на конце слова.
  3. Воспроизведение в предложениях. Используют рассказы, сказки, стихи. Малышу можно предложить пересказать услышанное или попросить повторять предложения.

Важно: при проведении автоматизации звука «Л» нужно стараться избегать слов с присутствием звука «Р». Эти две фонемы, наиболее трудно выговариваемые детьми. Путать их крайне нежелательно. Звук «Р» малыши осваивают позже.

Сейчас существуют специальные домашние тетради для закрепления полученного результата после тренировок. В них присутствует весь необходимый речевой материал, способствующий скорейшей коррекции плохого произношения звука. Регулярное выполнение заданий непременно приведет к успеху.

Не пропустите:  Звук "Д" и "Дь"
Предыдущая запись Звук «Р» и «Рь»
Следующая запись Звук «Ш»

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Звук "Д" и "Дь"

Речь каждого человека состоит из звуков. От того насколько правильно…

Подробнее...