Звук «Ж»

Правильная и красивая речь является залогом гармоничного и успешного развития человека.

Специалисты в области логопедии, которыми являются учителя-логопеды в различных образовательных и медицинских учреждениях, помогут родителям в диагностике и коррекции речи ребенка, если ее развитие отклоняется от нормы.Постановка звука Ж

Речевой слух

Правильная речь ребенка осуществляется благодаря речевому слуху. Чтобы произносить звуки правильно, ребенок должен четко воспринимать их на слух.

Определять местоположение звуков в слове: в начале слова, середине или конце. Слышать, является шипящим или нет заданный звук.

Различать звуки на фоне близких по звучанию звуков:

  • В изолированном положении
  • В слогах
  • В словах

При дизартрии постановка и автоматизация шипящих звуков усложняется и требует больше времени и индивидуальных занятий.

Нарушения произношения звуков

Постановка звуковКоррекцию речевых нарушений эффективнее диагностировать и проводить у дошкольников.

Чтобы при поступлении в 1 класс ребенок мог четко произносить все звуки родного языка, знать их характеристику (твердый или мягкий, глухой или звонкий, ударный или безударный, парный или непарный).

Занятия для детей проводятся в игровой форме, поэтапно, от простого к сложному – постановка изолированного звука, введение его в речь в слогах, в словах, словосочетаниях, предложениях, тексте.

В средних группах дошкольных образовательных учреждений проводится экспресс-диагностика.

В старшей и подготовительной группах – подгрупповые и индивидуальные занятия.

Постановка звука Ж

При нормальном развитии речи «шипящие» звуки, к которым относятся [Ш], [Ж], [Ч], [Щ], должны появиться в речи ребенка к 4-4,5 годам.Звук "Ж"

[Ж] – это согласный, всегда твердый, звонкий звук русского языка.

Существует несколько способов достижения результата:

  • С механической помощью
  • По показу артикуляции
  • От правильно [Р]

Использование одного или нескольких методов в комплексе зависит от каждой конкретной ситуации.

Для решения нашей задачи необходимо ежедневно выполнять соответствующий комплекс артикуляционной и дыхательной гимнастики.

Не пропустите:  Звук "Л" и "Ль"

Упражнения дыхательной гимнастики

  • «Качели». Принять положение лёжа на спине. Одна рука находится на животе, а другая на груди. При вдохе через нос живот поднимается, при выдохе через рот живот опускается.

    Упражнение "Качели"

    Упражнение «Качели»

  • «Бульки». Наполняем любую небольшую емкость (кружка, стакан, небольшой кувшин) чистой водой. Берем трубочку для коктейля. Через нее надо выдыхать воздух в воду. Вырвавшиеся с громким шумом пузыри, превратят выполнение в увлекательную игру.
  • «Пение». Гласные [А], [О], [У], [Ы] необходимо спеть, отвечая на заданный вопрос. Как стонут звери, которые пришли к доктору Айболиту? «О-О-О-О-О». Как завывает снежная вьюга зимой? «У-У-У-У-У».Как гудит поезд, трогаясь в путь? «Ы-Ы-Ы-Ы-Ы». Как капризничает младенец? «А-А-А-А-А». Эти напевы надо произносить как можно дольше, но на одном выдохе.

Упражнения артикуляционной гимнастики

  • «Забор». Не размыкая зубы, широко улыбнуться. Мышцы лица не напрягать. Постараться удержать улыбку 10-15 секунд.
  • «Трубочка». Сомкнутые зубы – основное условие. Предложить ребенку дотянуться и взять губами близко расположенную ягоду. При правильном и неоднократном исполнении, губы будут складываться в «трубочку».
  • «Широкий язык». Губы разомкнуты, язык высовываем изо рта, несколько раз шлепаем его губами, пока не станет широким. В этом положении удерживаем его 10-15 секунд. Время просчитываем вслух.

    Упражнение "Лопатка"

    Упражнение «Лопатка»

  • «Лопата». Задание является продолжением предыдущего. Широкий спокойный язычок, который уже научились делать, кладем на нижнюю губу. Мышцы лица при этом максимально расслаблены. Удерживаем 10-15 секунд.
  • «Бросок шарика». Из кусочка ваты сделать небольшой шарик. Язычок расположить как в упражнении «Лопата». Приблизить лицо к шарику и дунуть на него, стараясь «бросить» его как можно дальше. При правильном выполнении задания, должно слышаться отчетливое [Ф].
  • «Покусывание». Приоткрыть рот. Медленно высовывая язычок, потихоньку прикусывать его. Повторить процесс несколько раз, высовывая язык вперед и убирая назад. Выполнять с улыбкой, напрягая мышцы. Произнося при этом что-то ритмичное, ребенок не только облегчает задачу, но и увлекается ей.
  • «Чашка». Разжав губы, высунуть язычок вперед. Постараться изогнуть его в форме чашки. Рекомендуется выполнять перед зеркалом.
  • Правильная артикуляция звука Ж«Лесенка». Более сложный вариант «Чашки». Высовываем язык, придаем ему соответствующую форму. Поднимаем его к верхней губе, удерживаем несколько секунд. Переводим на верхние зубы. Опять удерживаем. Переводим, как по «лесенке», за них. Удерживаем. Выполняем процесс в обратном порядке. Повторяем несколько такие спусков и подъемов.
  • «Испачкались мороженым». Не помогая нижней губой, а только одним языком, облизать верхнюю вертикальным движением (от носа вниз). Ребенок должен представить, что она испачкалась чем-то вкусным. Например, мороженым.

    Упражнение "Чистим зубки"

    Упражнение «Чистим зубки»

  • «Чистим зубы». Улыбаемся и широко открываем рот. Зубки должны быть хорошо видны. Кончиком языка начинаем двигать изнутри, сначала по верхним зубкам несколько раз, потом по нижним. Движения должны напоминать движения зубной щетки. Стараться не двигать нижней челюстью.
  • «Шарик на носу». Приготовим небольшой шарик из ваты. Приоткрываем рот. Высунутый кончик языка легко прижимаем к верхней губе. Выдувая воздух между языком и губой, стараемся сдуть шарик с носа. Поток должен направляться вверх.
  • «Рисуем». Широко открываем рот, стараясь при этом улыбаться. Начинаем неторопливо поглаживать кончиком языка нёбо. Движения должны напоминать кисточку художника.
  • «Грибная ножка». Широко открываем рот. Языком присасываемся к нёбу. Подъязычная связка натягивается, как грибная ножка. Держать таким образом несколько секунд.
  • «Зонтик». Усложняем предыдущее упражнение. Удерживая язык, смыкаем и размыкаем губы, как будто раскрываем зонтик. Повторяем несколько раз, стараясь раскрыть наш «зонтик», как можно шире. Упражнение направлено на растяжение подъязычной связки.
  • «Жужжим». «Чашка» из языка внутри рта. Губы немного вытягиваем вперед и округляем. Кончик языка к нёбу, края прижимаем к верхним боковым зубам. При попытке произнести жужжание, горло начинает дрожать.

Речевой материал для автоматизации звука [Ж]

Слоги (пример):

Берем отдельные слоги – жа, жо, же, жи, жу. Проговариваем их по отдельности несколько раз, максимально чётко. Составляем конструкцию из двух – жа-жу, жи- же, жу-жу и другие. Произносим. Усложняем до трех – жа-жо-же, же-жо-жа, жу-жи-жа.

Упражнение не на скорость, а на четкое произношение.

Слова (пример):

Слова со звуком ЖПроизносим слова и словосочетания – желтый, живой, мороженое, коржик, живая жаба, кожаный пиджак и другие.

Стихи и рифма (пример):

Придумывая рифму, вносим творческий подтекст в занятие, что быстрее закрепляет достигнутый ранее результат.

Колкий – желтый, простак – пиджак, морская – живая.

Чистоговорки (пример):

Не только автоматизируют результат, но и делают речь ребенка более четкой в целом.

Жене жалко жабу, желтый желток упал на пиджак, жарит жарко жар в печи.

Предложения (пример):

К определенным словам необходимо придумать небольшое предложение. Дополнительно развивают творческую составляющую речи ребенка.

Желтый лист кружит легко. Жмут ботинки очень сильно.

Примеры домашнего задания для закрепления поставленного [Ж]

Задание №1.

Ежедневно, по 15-20 минут заниматься дыхательной и артикуляционной гимнастикой.

Задание №2.

Правильное произношение, усложняя процесс.Звук Ж

  • Еж. Еж – не трожь. Вот сидит колючий еж, те его рукой не трожь.
  • Пиджак. Пиджак – простак. Кто надел такой пиджак, очень модный, не простак.
  • Жужжит. Жужжит – летит. Пчела жужжит – домой летит.

Задание №3.

Воспринять на слух. Соединить попарно и, добавив несколько слов, придумать и записать небольшое предложение. Можно упростить задание, предложив несколько карточек и необходимыми терминами или картинками.

Задание №4.

Хлопаем ладошками на каждый слог в произносимых словах. Упражнение на тренировку слуха.

Желтый, пиджак, мороженое, коржик, жужжит, жом, жаба, жизнь, жалобно, железо, ржавчина.

Закрепление звука в речи

Постановка звука ЖДля решения обозначенного вопроса специалисты используют картотеку заданий, картинки, речевой материал в различных формах:

  • Чистоговорки
  • Стихи
  • Загадки

Для дополнительной тренировки и отработки материала, родителям необходимо систематически выполнять домашнее задание, рекомендованное логопедом.

Занятия домаВыявлять недостатки произношения у детей дома, в спокойной форме вносить исправления.

Точное и ответственное выполнение рекомендаций специалистов приведет к достижению главной цели – как научить ребенка говорить правильно и красиво.

Удачи всем и здоровья.

Не пропустите:  Задержка психоречевого развития (ЗПРР)
Предыдущая запись Звук «Д» и «Дь»

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Звук "Р" и "Рь"

Малыши в возрасте до 5-6 лет должны уметь самостоятельно произносить…

Подробнее...