Что такое артикуляционная гимнастика и как она выполняется?
Артикуляционная гимнастика – это комплекс специальных упражнений для правильной постановки звуков. Она направлена на развитие речи и устранения проблем с произношением определенных фонем. В процессе занятий задействованы все органы речевого аппарата. Упражнения проводит логопед, а также заниматься гимнастикой нужно в домашних условиях.
Содержание статьи
Задачи
Цель артикуляционных упражнений – тренировка органов речевого аппарата для безошибочного звукопроизношения.
Основные задачи:
сформировать правильную артикуляцию фонем;
укрепить постановку звука в слогах и словах;
усовершенствовать навыки постановки звука с помощью занятий на подвижность органов речи.
Артикуляционная гимнастика представляет различные группы упражнений. Каждая из них направлена устранение ошибок в произношении или на тренировку развития речевых способностей ребенка. Занятия для детей составляют с учетом возрастных показателей и наличия дефектов речи.
Важно: в случае обнаружения у ребенка серьезных проблем с речью необходимо в срочном порядке посетить логопедический кабинет.
Упражнения артикуляционной гимнастики делятся на:
Статистические. Органы речи практически не совершают движений. Главная цель сформировать артикуляционный уклад.
Динамические. Множественное повторение одних и тех же движений.
Мнение эксперта
Маргарита Сергеевна С.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.
Для получения большего эффекта от заданий необходимо поочередно выполнять вышеперечисленные виды упражнений.
Занятия для детей 2-3 лет
Чтобы в дальнейшем не возникали дефекты в произношении ребенка следует обучать с раннего возраста. На этом этапе занятия направлены на развитие артикуляционного аппарата и слухового внимания малышей.
Упражнения выполняются без логопедического вмешательства при условии отсутствия отклонений. Работать с мамой ребенку в таком возрасте будет намного комфортнее.
Примеры уроков:
Шарик. Ребенку предлагают набирать воздух в щеки. Потом просят выдувать его. Если сразу выполнить задание не получается, то на щечки легонько надавливают, чтобы воздух вышел.
Домик. Малышу нужно открыть ротик, и высунуть язычок. После спрятать его и сомкнуть губы.
Ворота.Широко открыть рот насколько это возможно. Удерживать такое положение 5 секунд.
Важно: гимнастика проводится в игровой форме, если у малыша нет настроения настаивать нельзя.
Занятия для детей 3-4 лет
Крохе в таком возрасте очень сложно сконцентрироваться на длительных занятиях. Поэтому для развития органов артикуляции проводят не более 3 уроков в день. Комплекс может включать задания, подходящие для детей 2-3 лет.
Улыбка. Малыша просят улыбнуться и удерживать такое положение 10 секунд.
Варенье.Ребенку предлагают представить, что на губах осталось вкусное варенье. Потом просят облизнуть губы языком.
Чистим зубки. Вместо зубной щетки используют кончик языка. Ним проводят слева на право по зубкам, как бы очищая их. Гимнастику делают 2 раза, чистя верхние, а потом нижние ряды.
Упражнение “Качели”
Качели. Следует высунуть язычок со рта, и имитировать движения качели. Поднимать его вверх и вниз.
Часики. С открытым ртом двигать языком вправо, а затем влево.
Блинчик. Полностью расслабленный язычок кладут на нижнюю губу. В таком положении замирают на 5-10 секунд.
Трубочка. Вытянуть губы, сделав их похожими на трубочку (5-10 секунд).
Мнение эксперта
Маргарита Сергеевна С.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.
Добавить энтузиазма ребенку помогут занятия в картинках. С помощью карточек с рисунками крохе наглядно будет видно, как выполнять задачи.
Важно: в 3-4 года родителю уже будет видно существуют ли отклонения в речи у ребенка. Поэтому следует пройти консультацию у специалиста. Он подскажет как развить речевые способности и подберет нужную методику.
Занятия для детей 5-6 лет
Для дошкольника подбираются упражнения по индивидуальным характеристикам умений ребенка. Здесь уже можно делать упор на произношение конкретных звуков (шипящих, свистящих, согласных, гласных).
Если с малышом занимались с ранних лет, то занятия необходимо усложнить и прибавить время на их выполнение (3-4 минуты). Предыдущие упражнения стоит также периодически выполнять, чтобы закрепить материал.
Усложненные задачи:
Веселая лошадка. Ребенку предлагают имитировать стук копыт лошади. Для этого он должен цокать язычком по небу.
Упражнение “Заборчик”
Заборчик. Малышу нужно максимально широко улыбнуться.При этом и нижние и верхние зубы должны быть хорошо видны. Замереть в таком положении на 15 секунд.
Чашечка.Широко приоткрыть рот, и высунуть язычок. Поднять его кончик вверх, стараясь не дотронутся до зубов.
Веселый язычок.Высунуть язык со рта и слегка прикусить его зубками. Сделать широкую улыбку и шевелить язычком вперед-назад, словно расчесывая его поверхность.
Индюк.Совершать движения языком в быстром темпе скользя по поверхности верхней губы.
Окошко.По команде «жарко» ребенок открывает рот. При слове «холодно» закрывает. Игру повторяют 2-3 раза.
Горка.Малышу нужно широко открыть рот. Кончиком языка сделать упор в нижние зубы. При этом как можно сильнее выгнуть язык, чтоб он стал похожим на горку.
Лягушка.Растянуть губы в улыбке обнажив зубы.
Футбол.Попросить малыша закрыть ротик. В качестве мяча использовать кончик языка. Им нужно упираться в щеки по очереди. Со стороны должно казаться будто во рту ребенка мячик.
Упражнение “Грибок”
Грибок.Распределить язык по всему верхнему небу. Оставаться в таком положении 5 секунд.
Парус.Кончиком языка упереться в верхние зубы (5-10 секунд).
Дятел.Постукивать кончиком язычка по верхним зубам.
Совет: Для маленьких детей с дефектами речи существуют специализированные логопедические сады. Как и в обычных ДОУ в них присутствуют младшие, старшие и подготовительные группы перед школой. Комплекс занятий для старшей группы (5-6 лет) включает занятия в стихах, изучение скороговорок, пение, гимнастику и т.д.
Рекомендации
Для плодотворной тренировки дикции существуют особые указания по проведению. Основные правила занятий:
Артикуляционная гимнастика – это не просто веселая игра, а регулярные занятия с ребенком. Их проведение следует осуществлять каждый день, чтобы не потерять полученные навыки от предыдущих уроков.
Оптимальное количество упражнений 2-3 раза в день. Время проведения от 5 минут. Больше 3 различных тренировок речевого аппарата делать не рекомендуется, чтобы не переутомлять малыша.
Начать заниматься лучше всего с 2 летнего возраста. Рекомендуется применять зеркало, чтобы ребенок мог видеть свои действия.
Задачи, которые требуют напряжения мышц в определенном положении нужно выполнять не больше 15 секунд.
Все упражнения выполняются, не спеша и с подробным объяснением крохе.
Чтобы занятия с малышом не превратились в настоящую пытку родителям следует придерживаться нескольких советов:
Вызвать интерес у крохи. Достаточно на личном примере показать упражнение. Также можно вызвать «дух соперничества», предложив показать упражнение папе, чтобы он выбрал у кого лучше получается.
Не переутомляйте ребенка. Дети в возрасте от 2-5 лет не могут по долгу сидеть за одним занятием, поэтому настаивать или заставлять насильно нельзя. Иначе в следующий раз малыш совсем откажется от выполнения.
Если у крохи не получается определенная задача, то перенесите другие задания на следующий день и сосредоточьтесь на проблемном упражнении. Ругать ребенка нельзя следует проявить терпение.
Родителям необходимо постоянно хвалить малыша и радоваться его новым достижениям. Взрослый должен полностью контролировать процесс и следить за правильностью выполнения задачи. Все движения языком нужно выполнять симметрично. Иначе усилия будут приложены зря. Комплекс занятий должен строится на статистических и динамических упражнениях в равной степени.
Важно: детям свойственно повторять за взрослыми, а особенно за родителями. Поэтому важно, чтобы ближайшее окружение ребенка не допускало ошибок в произношении слов особенно намеренно («сюсюканье»).
Как улучшить дикцию и четкость речи в более старшем возрасте подскажет логопед https://rechudetey.ru/logopediya/logopediya.html. Основная рекомендация специалистов – разучивание скороговорок с правильной манерой произношения от простого стишка к более сложному. Каждый урок должен начинаться с повторения пройденного материала.
Мнение эксперта
Маргарита Сергеевна С.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.
Терпение, забота, похвала и усердная работа с малышом помогут добиться отличных результатов. Тогда любимый кроха заговорит не хуже диктора на телевидении.
Post Views:611
Пригодилась информация? Поделитесь в соцсетях: Размещено: 14 декабря 2018 в 10:14 | Прочитано: 2677 раз (а)