Как научить читать?

После того как ребенок освоил правильное произношение слов, у родителей возникает не менее важный вопрос – как научить читать кроху? Обучать чтению необходимо поэтапно, чтобы не отбить интерес к этому занятию.

Лучше всего для освоения навыка подходит домашняя обстановка. Малышу намного комфортнее получать новые знания рядом с близкими. Поэтому не стоит ждать, что педагоги в школе научат читать быстрее и качественнее, чем мама или папа. Кроме того, подготовленному к урокам ребенку будет проще осваивать программу, что благоприятно повлияет на его успеваемость.

Как научить читать?

Когда начинать заниматься

Психологи и логопеды считают, что наиболее подходящий возраст для обучения чтению 4-6 лет. Возрастной показатель зависит от интеллектуального развития. Существует общепринятые нормы, которым должен соответствовать малыш перед началом упражнений:

  • Кроха умеет безошибочно произносить слова.
  • Выговаривает каждую букву и знает, как она выглядит на картинке.
  • Устная речь развита полностью.
  • Отсутствуют нарушения слуха.
  • Сформировано фонематическое восприятие звуков. Малыш различает и воспроизводит услышанные буквы в словах, понимая при этом их различие (гриб-грипп или лук-люк).

Важно! Перед тем, как приступать к упражнениям научите ребенка различать право и лево, вверх и низ, чтобы он мог свободно и быстро ориентировать в тексте.

Если малыш к 6 годам не освоил вышеперечисленные навыки, не стоит отчаиваться. Переходите к решительным действиям. Возможно потребуется консультация специалистов (дефектолога и логопеда). Главное не затягивать с решением проблемы, чтобы ребенок не отставал от сверстников, испытывая дискомфорт в классе.

Методики

Букварь Жукова

Букварь Жукова

Существует 6 проверенных способов научить кроху читать:

1.Традиционный (книги). Такой метод используется уже длительное время для детей. Отличие традиционного подхода от нестандартных форм обучения – долгое восприятие. Применяются обычно азбуки или буквари.

На заметку! С помощью азбуки дети изучают буквы благодаря соответствующим картинкам. Она способствует запоминанию алфавита, но не умению читать. Букварь помогает поэтапно изучать буквы по слогам, но процесс может занимать большое количество сил и энергии, а также требует максимальной усидчивости от малыша и родителей.

Кубики Зайцева

Кубики Зайцева

2. Кубики Зайцева. Способ отличается от традиционного тем, что ребенок получает доступ ко всем имеющимся буквам и слогам сразу. Кроха имеет возможность научиться различать звонкие и глухие звуки. В середине каждого кубика присутствует деревянное или металлическое наполнение в зависимости от характеристики фонемы (глухая или звонкая). Также кубики различаются размером. Большие иллюстрируют твердые слоги. На маленьких нарисованы мягкие склады.

Складушки Воскобовича

Складушки Воскобовича

3. «Складушки» Воскобовича. Автор усовершенствовал метод обучения чтению по кубикам Зайцева. В игре представлена 21 карточка. На них изображены все имеющиеся слоги с тематическим направлением. Яркие картинки заинтересуют даже деток раннего возраста. Дополнением к игровому обучению служит специальный диск с записью стишков на карточках.

Кубики Чаплыгина

Кубики Чаплыгина

4. Кубики Чаплыгина. В комплект входят: инструкция, 10 кубиков и такое же количество подвижных частей. Блоки состоят из слогов (согласная и гласная). Ребенку предлагают найти пару прокручивая буквы. Занятие превращается в игру, обучающую не только чтению, но и развивающую мелкую моторику. Упражнения можно начинать выполнять с 4 лет. Для раннего возраста допустимы уроки в ненавязчивой игровой форме.

Карточки Домана

Карточки Домана

5.Карточки Домана. Американский педиатр Доман считает, что учить ребенка читать следует не по слогам, а сразу по целому слову. Начальный этап обучения – демонстрация 15 карточек с простыми изображениями и подписями к ним. Картинки со словами показывают не более 3 секунд. Повторять увиденное крохе не обязательно. Количество карточек увеличивают постепенно. Когда отдельные слова усвоены малышу объясняют качественные характеристики предмета (цвет, размер).

Не пропустите:  Мелкая моторика в раннем возрасте

На заметку! Такой способ больше подходит для детей раннего возраста. Специалисты сошлись во мнении, что метод Домана – освоение визуального образа слова, но не чтение.

Метод Монтессори

Метод Монтессори

6. Метод Монтессори. Обучение происходит с помощью тактильных ощущений. Ребенку предлагают сначала написать букву, а после озвучить ее. Для этого занятия подойдет любой сыпучий материал и доска с небольшими бортиками. После изучения нескольких пар (гласные и согласные) из них начинают составлять слова. Также практикуют вырезание алфавита из шершавого материала. Такой способ нравится детям из-за обучения в игровой форме, которая дает возможность почувствовать букву на ощупь.

Упражнения

Обычно с дошкольниками проводят занятия с помощью игры:

  • Изучаем буквыИзучаем буквы. Разложите перед крохой картинки с предметами, которые начинаются с выученной буквы. Называйте увиденное по очереди. После усложните задание добавив другие иллюстрации. Попросите отыскать и воспроизвести знакомые слова. Картинки подбирайте по возрасту ребенка.
  • Задание состоит из карточек с привычными предметами. Малыш должен назвать их, а после положить на картинку первую букву и озвучить ее. Таким образом должно получиться отдельное слово. Например, на картинке нарисована Ракета, Арбуз и Крокодил у ребенка должно выйти РАК. Постепенно усложняйте задачу, добавляя больше предметов на бланки.
  • Отыщи нужную букву. Дидактическая игра с применением специальных карт. На них изображен алфавит в разброс. Цель урока найти потерявшуюся букву. Также попросите кроху отыскать предметы в квартире, доме или на улице на требуемый знак.
  • Собери слова. Для игры подбирайте карточки с иллюстрациями и буквами в разброс. Скажите крохе сначала назвать слово, а после отыщите знаки по порядку. Запишите слово целиком под картинкой.
  • Бродилки. Можно смастерить самостоятельно на примере настольной игры с кубиком (в каждой клеточке или кружочке написаны слоги) или приобрести в магазине. Кидайте кубик вместе с малышом, устройте соревнование. Определите награду тому, кто дойдет до финиша озвучив все слоги правильно.
  • Разукрашиваем буквыНа карточках подготовьте склады. Разрежьте их пополам (горизонтально) и попросите ребенка сложить «пазл», чтобы получился правильный слог. Проговорите его 1-2 раза.
  • Раскраски. Используйте белые шаблоны букв. Называйте каждый знак и раскрашивайте в определенный цвет. Составляйте из них легкие слова.
  • Читайте по слогам. Если кроха успешно освоил склады можно переходить к чтению простых слов. Для этого существует огромный выбор литературы. Тексты в таких книгах специально разделены на слоги, чтобы ребенку было проще ориентироваться.
Не пропустите:  Заикание

Подобные упражнения помогают малышу не только в получении навыка чтения. Они стимулируют развитие интеллекта, творческих способностей, активизируют мыслительный процесс, формируют умение нестандартно мыслить.

Правила проведения уроков

Чтобы получить положительный результат в домашних условиях придерживайтесь рекомендаций:

  • Учимся читатьНачинайте изучение постепенно. Показывайте крохе, что слова окружают нас везде. Изучив определенную букву ищите ее на вывесках магазинов, надписях в журнале и т.д.
  • Вносите разнообразие в уроки. Применяйте различные ребусы, раскраски, кубики, рисуйте буквы с помощью различных предметов (камушки, палочки, бусинки). Смена вида деятельности поможет не заскучать ребенку.
  • Чередуйте веселые уроки со спокойными за столом. Чтобы ребенку в школе было проще усидеть на месте.
  • Проводите занятия ежедневно (10-15 минут). Лучше короткие упражнения каждый день, чем рутинные 3 раза в неделю по 2-3 часа.
  • Проявляйте терпение. Малыш за несколько занятий не способен усвоить весь алфавит. При возникновении трудностей поддержите кроху. Ругань и крики не помогут в обучении, а лишь усугубят ситуацию. Ребенок может напрочь отказаться от уроков.
  • Делайте небольшие паузы во время урока. Разминайте пальчики, смотрите глазками в разные стороны и т.д. Гимнастика необходима, чтобы мозг сделал передышку.

Важно! Не стоит требовать скорочтения //rechudetey.ru/poleznaya-informaciya/skorochtenie.html от малыша 6 лет. В этом возрасте необходимо обучить технике правильного произношения написанных слов и автоматизировать ее. Темп чтения будет увеличиваться постепенно.

Соблюдая вышеперечисленные правила можно добиться высоких результатов. Главное – готовность родителей и нацеленность на результат.

Предыдущая запись Скорочтение
Следующая запись Рисование для детей

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Развитие ребенка с младенчества

Некоторые родители искренне полагают, что до того момента, как их…

Подробнее...