Основные причины обращения к дефектологу

Бывают случаи, когда помощь специалиста просто необходима. Время идет, проблемы копятся как снежный ком. И вся семья испытывает стресс. Поэтому, чем раньше вы обратитесь к специалисту, тем выше вероятность, что ребенок пойдет в обычную общеобразовательную школу.

Рассмотрим причины, по которым необходимо обратиться к дефектологу более подробно.

Причины обращения к дефектологу

Ребенок не говорит

Очень часто можно услышать, что если ребенок не говорит до 3-х лет — ничего страшного. Он просто молчун, потом разговориться. Особенно это касается мальчиков. Нормы речи тут.

Но как показывает практика, ребенок редко начинает говорить после 3-х лет самостоятельно. Он не видит потребности в устной речи, ведь его и так понимают, достаточно показать пальцем или заплакать. Так зачем же прилагать усилия?

Такая проблема может возникнуть в результате гиперопеки или наоборот, отсутствия общения внутри семьи; неврологических нарушений, как правило незаметных, и т. д. Причину как раз и может выяснить дефектолог.

Ребенок не говорит

Трудности с движением

При нормальном развитии ребенок постоянно двигается, прыгает, бегает, требует внимания. И это правильно — энергия требует выхода. Затем ребенок устает и садиться играть в спокойные игры. Со временем он учиться самостоятельности и нормам поведения (нельзя кричать в общественных местах, переворачивать мебель, отвлекать взрослых, если они очень сильно заняты и т. д.).

Требуется помощь специалиста, если:

  • ребенок без прерывно двигается, не испытывает усталости. Не спит днем, а когда ложиться спать ночью — устраивает скандалы и истерики
  • тело ребенка находиться в постоянном движении, не может усидеть на месте. Ребенок всё время машет руками, ногами. Попытки усадить, занять спокойными играми оборачиваются очередным скандалом.

Стоит обратить внимание, если ребенок плохо перемещается в пространстве — натыкается или задевает, опрокидывает мебель.

  • на просьбу убрать за собой игрушки — устраивает истерику, убегает. В данном случае наблюдается повышенный тонус мышц и постоянное возбужденное состояние головного мозга ребенка (мозг требует постоянного движения, иначе нервные импульсы перестанут поступать в его разные отделы).

Трудности с движением

Не умеет играть. Зацикленность

К трем годам, при нормальном развитии, ребенок накапливает большой опыт. Он может различать характеристику предметов: их цвет, материал, размер и другие детали. Так же может по разному играть с одним и тем же предметом — придумывать правила, сюжет, роль. Понимает правила и получает удовольствие от совместных игр с другими детьми и взрослыми.

Требуется помощь, если:

  • ребенок не может концентрироваться на какой-то деятельности более 2-3 минут
  • действия носят цикличный характер: стучит, бросает предметы, расставляет в ряд
  • попытки взрослых переключить внимание на другую игру встречаются плачем и криком
  • ребенок не хочет играть по правилам, ждать своей очереди
  • в процессе игры — не рассматривает предметы, а ломает, бросает или ставит их в ряд

Расстановка в ряд предметов

Не понимает инструкции. Отказывается ее выполнять

Ребенок не всегда слушается родителей. Особенно это заметно в 2,5-3 года. Ребенок переживает кризис — это норма. Он может капризничать, потому что не может справиться с эмоциями; «показывает характер», вредничает, делает все наоборот. Но с ним всегда можно договориться, переключить его внимание на другие предметы, окружающий мир, т. д. Ребенок научиться справляться со своими эмоциями и капризы пройдут.

Помощь потребуется если:

  • ребенок длительное время не понимает слово «нельзя», закатывая истерики при этом
  • видите агрессивное поведение на любые попытки воспитания
  • ребенок на просьбу выполнить задание или инструкцию — убегает, прячется в угол, начинает хулиганить, баловаться, закатывает истерику.

Не понимание инструкции

Отказывается говорить или говорит «на своем языке»

Ребенок познает речь на основе ролевых, сюжетных игр, разного рода познавательной деятельности. К трем годам у ребенка примерно формируется словарный запас из 700-1000 слов. Даже при нормальном развитии ребенок может путать окончания, род. Но к 5-6 годам эти ошибки постепенно исчезают.

Стоит обратиться к дефектологу, если:

  • ребенок отказывается говорить. На просьбу повторить слово или фразу, начинает баловаться, капризничать, переключается на что-то другое
  • не может повторить за взрослым движения языка и губ — проблемы с артикуляторным аппаратом. Ребенок «говорит на своем языке»
  • ребенок использует только одно слово, при общении
  • говорит заученными фразами, не знает при какой ситуации говорить какие слова
  • плохо запоминает новые слова

Отказывается говорить

Медленно думает. Плохо понимает причинно-следственные связи

Нормальное развитие ребенка напрямую зависит от полученного опыта. Когда родители развивают ребенка, рассказывая ему, как устроен мир и причины тех или иных действий — расширяют кругозор, а затем дают посильные задания, ребенок приобретает опыт и развивает мышление.

Чтобы установить причинно-следственные связи, ребенок постоянно задает вопросы, интересуется обо всем на свете. К четырем годам ребенок спокойно может ответить на простые вопросы: как прошёл день? Чем занимались в садике? Понравилось ли рисование? Ребенок сможет построить развернутое предложение.

Требуется помощь, если:

  • ребенок закатывает истерики при непонятной ему ситуации, вопросе
  • во время занятий или игр, при старой инструкции, но новых предметах, не понимает, что нужно делать. Приходиться заново объяснять правила
  • плохо отвечает на вопросы
  • ребенок нервничает, не может выразить свои эмоции
  • давая задание ребенку, требуется пауза, чтобы ребенок осознал, понял задание. А так же повторение несколько раз одного и того же, т. к. большая часть информации «пролетит мимо ушей»
  • ребенок постоянно просит помощи, не хочет проявлять самостоятельности

Медленно думает

Не подчиняется правилам, закатывает истерику

После двух лет у ребенка, который развивается нормально, начинает формироваться волевое поведение. Для достижения определенных целей, ребенок преодолевает препятствия, совершает определенные действия. Развитие таких качеств напрямую зависит от реакции взрослых.

Если они постоянно учат ребенка правилам, нормам поведения, то ребенок растет послушным, умеет ждать, подчиняться, следовать режиму. Он вырастет общительным, любознательным и спокойным.

Стоит обратить внимание и попросить помощи специалиста, если:

  • ребенок долгое время добивается цели криком
  • не умеет ждать
  • родители не могут приучить ребенка к режиму
  • ребенок не подчиняется правилам
  • малыш терпит неудачу, то сразу теряет интерес и бросает начатое
  • ребенок выражает протест всякий раз, когда родители пытаются привлечь его к выполнению задания: кричит, кидает предметы, падает на пол, напрягает или расслабляет мышцы всего тела

Не подчиняется правилам

Ребенок «находиться в своем мире»

В раннем и дошкольном возрасте ребенок может так увлечься какой-то игрой, деятельностью, что может отключиться от окружающего мира. И это нормально, если только его можно переключить на что-то другое, едва коснувшись или заговорив с ним.

Обязательно следует обратиться к специалисту, если:

  • ребенок плохо реагирует на прикосновения
  • нельзя достучаться до ребенка, пока чем-то занят
  • вызывают интерес только игрушки, которые звучат, двигаются, светятся
  • ребенок постоянно играет в одни и те же монотонные игры: бросает игрушки, бегает по квартире, кружиться, расставляет предметы в ряд. При попытке взрослых переключить на начинает нервничать, пытается вернуться снова в свою игру
  • ребенка не интересует, что происходит вокруг него
  • малыш не подражает взрослой деятельности

Находится в своем мире

Отказывается учиться и плохо запоминает информацию

С раннего возраста у ребенка формируется познавательный интерес. Он двигается, ползет к интересным ему предметам, рассматривает их, тянет в рот. Данный интерес малыша развивается хорошо в такой семье, где все члены проявляют интерес к ребенку: задают вопросы, играют, занимаются.

Но если в семье принята другая форма общения (через гаджеты, телевизоры и т. д.) такой интерес слабо развит. Все внимание ребенка переключается на экран и некоторая информация об окружающем мире проходит мимо него.

К четырем годам можно уже четко определить область интереса ребенка. Через познавательный интерес у ребенка формируется память:

  1. Зрительная — малыш запоминает как выглядит предмет
  2. Мышечная — ребенок знает, что делать с предметом
  3. Слухоречевая — знает как предмет называется, как он произноситься, информацию о нём.

Требуется помощь специалиста, если:

  • ребенок запоминает зрительную информацию, при этом не может соотнести действия с предметом. Например, знает дорогу в магазин, но самостоятельно не может до него дойти, теряется
  • малыш неделями учит новые словарный
  • делает ошибки при построении предложения или фразы. Например, неправильно говорит окончания, падеж, род, или «теряет» глаголы
  • при изучении чего-то нового (игры, деятельности, заданий) торопиться, плохо координирует движения, не смотрит на предметы, потом теряет интерес при неудаче. Затем не хочет заниматься подобной деятельностью

Занятия с малышом

Все вышеописанные причины, по которым стоит обратиться к дефектологу, носят рекомендательный характер.

Не пропустите:  Важность правильной артикуляции в развитии речи
Предыдущая запись Как мотивировать ребенка
Следующая запись Как развить память с помощью мнемотехники?

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Как улучшить работу мозга?

На любом поприще от человека требуется память, быстрота принятия решения…

Подробнее...