Постановка и автоматизация звука «Ц» происходят поэтапно. Чтобы начать обучение, необходимо удостовериться, что ребенок успешно справился с освоением букв «Т» и «С» и его фонетический словарь практически сформирован. Если эти звуки произносятся безошибочно, то проводить занятия можно в домашних условиях после консультации у логопеда.
Содержание статьи
Из-за сложности строения звука «Ц» у детей часто возникают трудности с воспроизведением. Их принято разделять на такие виды:
Важно! Самостоятельно определить какой дефект присутствует у малыша трудно. Поэтому рекомендуется обращаться за помощью к специалисту. Чтобы выбрать правильную коррекционную методику. В логопедии разработана целая картотека заданий каждая из которых учитывает возрастные показатели и способности ребенка.
Объясните малышу структуру звука, качественные характеристики (звонкий или глухой, парный или непарный), а также природу образования речевым аппаратом буквы, чтобы ему было легче понять, как получается фонема. «Ц» — непарный глухой звук. Он не имеет пары по мягкости и всегда твердый. Он не смягчается гласным звуком, идущим после него (цирк [ц ы р к] или цифра [ц ы ф р а]).
Важно! Рассказывать ребенку о звуке следует, после достижения им определенного возраста (1-3 класс). Занятия для дошкольников (5-6 лет) лучше проводить в игровой форме, не перегружая малыша терминами и понятиями.
Артикуляционный профиль «Ц»:
Описание артикуляции звука «Ц»:
При выходе воздушной струи переднюю часть языка быстро отодвигаем от неба. Его кончик немного отдергиваем от нижних резцов. Так усиливается толчок воздуха на выходе.
2. Губы держим улыбающимися.
3. Резцы сомкнуты или максимально приближены (при изолированном воспроизведении).
4. Голосовые складки расслаблены. Вибрация отсутствует.
Во время воспроизведения фонемы «Ц» воздушная струя должна быть сильной, взрывной на выдохе. Такая характеристика свойственна фонеме «Т». Свистящий оттенок придает буква «С». Но правильное произношение «С» и «Т» еще не означает отсутствие проблем со звуком «Ц».
Перед тем, как научиться правильно произносить звук «Ц» на логопедических занятиях учат дыханию. Гимнастика особенно необходима при носовом дефекте.
Дыхательная разминка – игровое занятие «Бабочка».
Предметы: бумажные бабочки 2-3 шт. Их можно вырезать из бумаги или купить готовые. К каждой крепим ниточку и вешаем перед лицом малыша.
Действия: предложите ребенку подуть на бабочек, как можно сильнее. Они должны разлетаться в разные стороны. Следите, чтобы вдохи были медленными, а выдохи взрывными и прерывистыми. Перед занятиями можно проговаривать стишки, поговорки, петь песенки:
Высоко на небо
Там твои детки –
На осиновой ветке.
Игру повторяйте 2-5 раз. Следите, чтобы ребенку не наскучило. Для старшей группы малышей подбирают занятия по сложнее. Например, сдуть ватку или кусочек салфетки с кончика носа. Дыханием стараться, чтобы предмет как можно дольше не касался земли.
Специалисты используют такие занятия в подготовительных группах. Изначально детям нужно тренировать речевой аппарат.
Гимнастика для губ:
Гимнастика для языка:
Важно переходить к новому уровню занятий после усвоения предыдущего. Ребенок должен выполнять задания четко и быстро.
В логопедии выделяют такие способы:
После успешного результата необходимо автоматизировать произношение.
Работать с крохой начинайте со слогов. Используйте сначала прямые (ца-ца-ца или цо-цо-цо). Далее проговаривайте обратные (ац-ац-ац или оц-оц-оц), а после звук «Ц» вставляйте в середину (аца-аца-аца или уцу-уцу-уцу). Произношение в слогах отрабатываем до автоматизма.
После выполняем упражнения со словами. Фонема должна стоять на разных позициях (в начале, середине и конце слова). Например, попросите кроху договорить букву (зая.., пиве.., гоне…). Можно использовать картинки. Показывать малышу и просить назвать, что на них изображено. Этап отрабатывается до безошибочного воспроизведения.
Изучение в словосочетаниях происходит с помощью чистоговорок и скороговорок. Просим малыша повторять за взрослым. Отрабатываем чистое звучание.
Далее переходим к предложениям. Здесь можно использовать стишки, загадки. Обязательно буква «Ц» должна присутствовать на разных позициях в стихах. Также читаем ребенку тексты, рассказы. Просим пересказать услышанное. Особенно уделяем внимание предложениям с присутствием «Ц».
Дифференциация звуков «Ц» от «С» происходит по такому же пути. Начинаем с произношения слов с наличием этих фонем (синица, спица и т.д.). После переходим к предложениям. Читаем и произносим вслух услышанное (синяя птица, целый стакан и т.д.).
Спасибо!
В ближайшее время мы опубликуем информацию.
Спасибо!
В ближайшее время мы опубликуем информацию.
Правильная и красивая речь является залогом гармоничного и успешного развития…