Дисграфия – неправильное оформление речи в процессе письма. Отклонение встречается практически у половины учеников младшей школы. Также расстройство характерно для учащихся с 8 по 11 класс и наблюдается у 35% детей. Взрослые страдают заболеванием в 10% случаев.
Содержание статьи
Специалисты выделяют 3 группы причин, влияющих на становление письменной речи:
2. Социально-психологические:
3. Социальные:
Важно: Гиперактивные дети, у которых все органы в порядке и нормально развивается моторика, также подвержены риску дисграфии из-за отсутствия концентрации внимания.
На нарушения письменной речи влияют различные отклонения, связанные со слухом и зрением. Они вызывают неправильное восприятие информации и в последующем ее изложение в письменной форме.
Катализатором к развитию заболевания у взрослой категории лиц могут служить травмы, образования или хирургические вмешательства в области головного мозга.
Дисграфию подразделяют на виды в зависимости от преобладания категории нарушений письма. Общепринятое разделение отклонений включает в себя 5 форм заболевания:
Современная классификация смешанных видов представлена таким образом:
Специфические нарушения письменной речи:
2. Дизорфография:
Неспецифические отклонения от норм письма характеризуются педагогической упущенностью.
В большинстве случаев «чистых» форм заболевания практически не найти. Определение конкретного вида происходит благодаря преобладанию того или иного признака в большей степени перед остальными.
Для определения почему ребенок плохо пишет необходимо знать следующие симптомы, относящиеся к конкретному виду дисграфии. Как определить вид – изложено в таблице:
Форма Дисграфии | Признаки |
Артикуляционно-акустическая. | Нарушено произношение звуков и воспроизведение их на письме. |
Акустическая. | Произношение звуков в норме, но при написании букв происходит путаница с фонетически близкими звуками. (вместо «Б» – «П», «Д» – «Т» и т.д. Неправильное обозначение мягкости согласных («лУбоВ» вместо лЮбоВЬ»). |
Недоразвитие языкового анализа и преобразования на письме. | Пропуск букв. Изменение последовательности букв и слогов. Отсутствуют окончания слов. Присутствуют ненужные буквы в слове. Повторение букв, слогов. Путаница слогов из других слов. Разделение приставок «на шел» вместо «нашел». |
Аграмматическая. | Нарушения в построении речи и согласовании слов между собой «белый собака», «яркий солнце». Не склоняет слова по грамматическим формам и числам. Проявляется в основном у детей в 3 классе в возрасте 9–10 лет. |
Оптическая. | Буквы заменяются черточками, кружочками и т.д. Написание букв не правильное или незаконченное «Л» вместо «А». Отсутствует соединение букв в словах. Зеркальное написание букв. Путаница печатных и прописных букв. |
Признаки дисграфии разнообразны и зависят от происхождения отклонений. Самому определить, к какому именно виду относиться расстройство, невозможно, но проверить, есть ли первые симптомы можно.
Младшие школьники могут преуспевать в других предметах, а при написании диктанта иметь трудности. В этом случае важно своевременно определить причины и назначить корректирующие обучение ребенка.
В диагностических мероприятиях в первую очередь ставится цель понять: ребенок не знает правил правописания или у него действительно присутствует патология.
Обследования проводятся поэтапно:
Логопедическая диагностика https://rechudetey.ru/logopediya/logopediya.html проводится с помощью речевых карт. Специалист заполняет индивидуальную карту на каждого ученика с результатами поэтапного исследования. После определяет диагноз и проводит коррекционную логопедическую программу.
Коррекция заболевания проводится с учетом полного анализа возможностей ребенка и постановке диагноза. В обычной школе такие мероприятия не практикуются. Поэтому важно определить наличие отклонений у ребенка до достижения школьного возраста.
Корректирующие задания в идеале должны проводиться в детском саду среди детей старшего дошкольного возраста. Занятия проходят в виде игры с картинками, на которых изображены буквы. Дома проводятся аналогичные занятия для закрепления материала.
Ребенку необходимо часто писать диктанты для развития восприятия звуков. В домашней обстановке родители могут использовать учебные тетради с прописями.
Для детей младшего возраста используют специальные магниты с изображением букв. С их помощью ребенок должен составлять слова и словосочетания.
Важно: для коррекции оптической формы дисграфии лучше выбирать гелиевую ручку с неровной поверхностью. С ее помощью ребенок научится четко прописывать буквы, а изгибы на инструменте письма будут массировать нервные окончания на пальцах, подавая сигналы головному мозгу.
Главное не принуждать ребенка к занятиям насильственными методами. Таким образом можно лишь ухудшить письменные навыки и способствовать образованию страха перед текстами.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья важен комплексный подход всех специалистов (учителя, логопеда, психолога, психоневролога и т.д.). В этом случае используют такие терапевтические методы:
Предупреждение дисграфии начинается с момента зачатия ребенка. Особенно важно следить за состоянием беременной женщины и исключить возможные отклонения в развитии плода. Во время родов специалисты должны разработать методы для максимального снижения риска травмировать новорожденного.
Важно своевременно выявить признаки дисграфии, и определить методы ее устранения.
Профилактические занятия должны проходить с обязательным участием окружающих ребенка педагогов, близких родственников, логопеда, воспитателя. Корректировка грамматических неточностей нужно проводить еще в детском саду. Воспитателям необходимо делать акцент, и исправлять ошибки в произношении слов и предложений.
В первую очередь родителям необходимо самим правильно произносить слова и звуки. Подражание ребенку приводит к серьезным проблемам с речью и в последующем ее оформлении при написании. Нормы речи тут.
Спасибо!
В ближайшее время мы опубликуем информацию.
Спасибо!
В ближайшее время мы опубликуем информацию.
Дизартрия у детей – патология развития речевых способностей. Нарушение обусловлено…
У нашего ребенка было выявлено такое нарушение речи. Мы вообще не знали что такое возможно. Конечно же будем проходить назначенное лечение. Надеемся на положительный эффект.