Что такое дисграфия?

Дисграфия – неправильное оформление речи в процессе письма. Отклонение встречается практически у половины учеников младшей школы. Также расстройство характерно для учащихся с 8 по 11 класс и наблюдается у 35% детей. Взрослые страдают заболеванием в 10% случаев.Нарушение письма

Содержание статьи

Причины развития болезни

Специалисты выделяют 3 группы причин, влияющих на становление письменной речи:

  1. Биологические:
  • наследственность;
  • нарушения функций головного мозга;
  • отклонения от нормы развития плода во время беременности;
  • соматические болезни;
  • инфекции, пагубно влияющие на ЦНС.

2. Социально-психологические:

  • долгое пребывание человека в незнакомой среде;
  • упущение педагогов;
  • плохое развитие речевых способностей, неумение правильно высказывать мысли;
  • ребенок пребывает в двуязычной семье.

3. Социальные:

  • родители слишком требовательны к ребенку;
  • раннее обучение правописанию;
  • неправильный выбор изучения материала без учета способностей ребенка.

Важно: Гиперактивные дети, у которых все органы в порядке и нормально развивается моторика, также подвержены риску дисграфии из-за отсутствия концентрации внимания.

На нарушения письменной речи влияют различные отклонения, связанные со слухом и зрением. Они вызывают неправильное восприятие информации и в последующем ее изложение в письменной форме.

Катализатором к развитию заболевания у взрослой категории лиц могут служить травмы, образования или хирургические вмешательства в области головного мозга.

Виды

Дисграфию подразделяют на виды в зависимости от преобладания категории нарушений письма. Общепринятое разделение отклонений включает в себя 5 форм заболевания:

  1. Артикуляционно-акустическая. Характеризуется склонностью детей писать слова так, как они воспринимаются на слух. Бывают случаи, когда ребенок хорошо воспринимает звуки, но из-за недоразвитой артикуляционной моторики пишет неправильно.
  2. Акустическая. Замена букв по близким фонетическим признакам.
  3. Аграмматическая. Недоразвитие лексики и грамматического строения слов.
  4. Оптическая. Нарушения в зрительном восприятии.
  5. Недоразвитие языкового анализа и преобразования на письме.
Мнение эксперта
Маргарита Сергеевна С.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.
Помимо перечисленных форм в логопедической практике встречаются смешанные типы болезни.

Классификация смешанных видов дисграфии

Современная классификация смешанных видов представлена таким образом:

Не пропустите:  Звук С и Сь

Специфические нарушения письменной речи:Неправильное оформление речи в процессе письма

  1. Дисграфия:
  • дисфонологические формы;
  • метаязыковые.

2. Дизорфография:

  • морфологические;
  • синтаксические.

Неспецифические отклонения от норм письма характеризуются педагогической упущенностью.

В большинстве случаев «чистых» форм заболевания практически не найти. Определение конкретного вида происходит благодаря преобладанию того или иного признака в большей степени перед остальными.

Признаки

Для определения почему ребенок плохо пишет необходимо знать следующие симптомы, относящиеся к конкретному виду дисграфии. Как определить вид – изложено в таблице:

Форма ДисграфииПризнаки
Артикуляционно-акустическая.Нарушено произношение звуков и воспроизведение их на письме.
Акустическая.Произношение звуков в норме, но при написании букв происходит путаница с фонетически близкими звуками. (вместо «Б» – «П», «Д» – «Т» и т.д.

Неправильное обозначение мягкости согласных («лУбоВ» вместо лЮбоВЬ»).

Недоразвитие языкового анализа и преобразования на письме.Пропуск букв.

Изменение последовательности букв и слогов.

Отсутствуют окончания слов.

Присутствуют ненужные буквы в слове.

Повторение букв, слогов.

Путаница слогов из других слов.

Разделение приставок «на шел» вместо «нашел».

Аграмматическая.Нарушения в построении речи и согласовании слов между собой «белый собака», «яркий солнце».

Не склоняет слова по грамматическим формам и числам.

Проявляется в основном у детей в 3 классе в возрасте 910 лет.

Оптическая.Буквы заменяются черточками, кружочками и т.д.

Написание букв не правильное или незаконченное «Л» вместо «А».

Отсутствует соединение букв в словах.

Зеркальное написание букв.

Путаница печатных и прописных букв.

Признаки дисграфии разнообразны и зависят от происхождения отклонений. Самому определить, к какому именно виду относиться расстройство, невозможно, но проверить, есть ли первые симптомы можно.

Младшие школьники могут преуспевать в других предметах, а при написании диктанта иметь трудности. В этом случае важно своевременно определить причины и назначить корректирующие обучение ребенка.

Нарушение речи

Диагностика

В диагностических мероприятиях в первую очередь ставится цель понять: ребенок не знает правил правописания или у него действительно присутствует патология.

Обследования проводятся поэтапно:

  1. Исследование письменных работ ученика.
  2. Изучение факторов влияния.
  3. Определение уровня развития ребенка.
  4. Обследование физических возможностей речевого аппарата и развития моторики.

Логопедическая диагностика https://rechudetey.ru/logopediya/logopediya.html проводится с помощью речевых карт. Специалист заполняет индивидуальную карту на каждого ученика с результатами поэтапного исследования. После определяет диагноз и проводит коррекционную логопедическую программу.

Коррекция нарушения письма

Лечение

Коррекция заболевания проводится с учетом полного анализа возможностей ребенка и постановке диагноза. В обычной школе такие мероприятия не практикуются. Поэтому важно определить наличие отклонений у ребенка до достижения школьного возраста.

Корректирующие задания в идеале должны проводиться в детском саду среди детей старшего дошкольного возраста. Занятия проходят в виде игры с картинками, на которых изображены буквы. Дома проводятся аналогичные занятия для закрепления материала.

Мнение эксперта
Маргарита Сергеевна С.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.
Полностью избавиться от недуга не удастся. Но как исправить большинство неправильных моментов в письменной речи подскажет логопед на специальных консультациях для родителей.

Ребенку необходимо часто писать диктанты для развития восприятия звуков. В домашней обстановке родители могут использовать учебные тетради с прописями.

Для детей младшего возраста используют специальные магниты с изображением букв. С их помощью ребенок должен составлять слова и словосочетания.

Важно: для коррекции оптической формы дисграфии лучше выбирать гелиевую ручку с неровной поверхностью. С ее помощью ребенок научится четко прописывать буквы, а изгибы на инструменте письма будут массировать нервные окончания на пальцах, подавая сигналы головному мозгу.

Главное не принуждать ребенка к занятиям насильственными методами. Таким образом можно лишь ухудшить письменные навыки и способствовать образованию страха перед текстами.

Работа с дефектологом

Лечение дисграфии у детей с ОВЗ

Для детей с ограниченными возможностями здоровья важен комплексный подход всех специалистов (учителя, логопеда, психолога, психоневролога и т.д.). В этом случае используют такие терапевтические методы:

  • медикаментозное лечение, направленное на правильное функционирование головного мозга и ЦНС;
  • физические упражнения и массажные процедуры;
  • оздоровление и укрепление организма;
  • лечение присутствующих болезней;
  • работа логопеда с корректирующим воздействием.

Мнение эксперта
Маргарита Сергеевна С.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.
Важно учитывать особенности мышления каждого ребенка с ОВЗ для правильного развития письменной речи.

Профилактика

Предупреждение дисграфии начинается с момента зачатия ребенка. Особенно важно следить за состоянием беременной женщины и исключить возможные отклонения в развитии плода. Во время родов специалисты должны разработать методы для максимального снижения риска травмировать новорожденного.

Важно своевременно выявить признаки дисграфии, и определить методы ее устранения.

Помощь родителейПрофилактические занятия должны проходить с обязательным участием окружающих ребенка педагогов, близких родственников, логопеда, воспитателя. Корректировка грамматических неточностей нужно проводить еще в детском саду. Воспитателям необходимо делать акцент, и исправлять ошибки в произношении слов и предложений.

В первую очередь родителям необходимо самим правильно произносить слова и звуки. Подражание ребенку приводит к серьезным проблемам с речью и в последующем ее оформлении при написании. Нормы речи тут.

Мнение эксперта
Маргарита Сергеевна С.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.
Успех в борьбе с дисграфией полностью зависит от проявленного терпения к ребенку с трудностями в письме. Регулярное выполнение заданий и упражнений с логопедом помогут излечить недуг и навсегда забыть, что такое дисграфия.

Предыдущая запись Что такое алалия и как ее корректировать?
Следующая запись Дислексия — что это за диагноз?
Обсуждение: есть 1 комментарий
  1. Игорь:

    У нашего ребенка было выявлено такое нарушение речи. Мы вообще не знали что такое возможно. Конечно же будем проходить назначенное лечение. Надеемся на положительный эффект.

    Ответить

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Важность правильной артикуляции в развитии речи

Артикуляция – это процесс произношения звуков. Происходит он с помощью…

Подробнее...