ЗРР (задержка речевого развития) – это отставание ребенка в процессе развития речевых способностей. Патология характерна для детей возрастом до 4 лет.
На правильную постановку речи влияет множество факторов с самых первых дней жизни малыша. Помимо этого, развитие каждого ребенка – сугубо индивидуальный процесс. Поэтому сравнивать детей между собой некорректно.
Но понимать границы нормального формирования навыков общения от ненормального – главная задача родителей. На раннем этапе отставания ребенка от сверстников намного проще устранить проблему.
Содержание статьи
Для определения степени развития ребенка существуют четкие нормы, которые помогают самостоятельно узнать о наличии проблем с общением:
Возраст | Умения |
1 год – 1 год 6 месяцев | Ребенок понимает, что от него хотят взрослые. Реагирует, когда его зовут. Показывает пальцем на предметы, если его просят родители. Словарный запас примерно 20 слов. |
2 года | Составляет предложение из двух слов. |
2 года 6 месяцев | Словарный запас 300 слов. |
3 года | Малыш может описать, что нарисовано на картинке и рассказать о себе. |
4 года – 4 года 5 месяцев | Начинает пытаться составлять предложения из четырех слов. Ребенок способен ответить на любой вопрос. |
6 – 7 лет | Ребенок активно поддерживает беседу. В его распоряжении минимум 1000 слов. |
Важно: У девочек нормальным считается отклонение от общих показателей на 3 месяца. Мальчики могут отставать на 5 месяцев.
Обращаться за помощью к специалисту следует, если ребенок в 3 года практически не разговаривает и не понимает обращений в свой адрес.
Основные признаки, свидетельствующие о ненормальном развитии речевых способностей у детей до 4 лет:
Факторы, влияющие на неспособность ребенка говорить:
В первую очередь ЗРР несет ущерб психическому здоровью. Возникают трудности в общении со сверстниками. Малыш не способен высказать желания и от этого может замкнуться в себе. Затрудняется воображение и понимание происходящих действий вокруг.
Малыш будет плохо воспринимать обращенную к нему речь. У таких детей наблюдается повышенная раздражительность из-за неумения проговаривать мысли вслух. Словарный запас ребенка с таким диагнозом минимальный.
Чтобы поставить окончательный диагноз ЗРР и понять, что это означает для ребенка нужно обратиться к таким специалистам:
Педиатр осмотрит ребенка и определит, к какому специалисту необходимо обращаться за помощью. Также выявит возможные причины отклонения в развитии речи.
Неврологические обследования нужно пройти, чтобы исключить поражения головного мозга. ЭЭГ при ЗРР показывает функциональную способность мозга.
Отоларинголог проверяет наличие заболеваний, связанных со слухом, глоткой, носом и горлом.
Психиатрическое заключение необходимо для оценки эмоционального состояния малыша. Также психиатр определяет влияние атмосферы в доме на психику ребенка.
Остеопат при ЗРР у детей определяет присутствие дисфункций мышц речевого аппарата. Обследует степень подвижности языка.
Логопедическая диагностика проводится с помощью анализа заключений специалистов. Логопеды оценивают уровень развития моторики, речевого аппарата, звукопроизношение, фонематическое восприятие, а также слуховые и зрительные реакции. Проверяется общее развитие ребенка, словарный запас и активность употребления слов.
Чтобы предотвратить проблему в будущем нужно придерживаться таких рекомендаций:
Своевременно оказанная помощь ребенку значительно ускорит процесс формирования речи.
Родители должны предоставить все условия для выработки речи у ребенка. Основные из них:
Покупайте специальные игрушки, которые развивают мелкую моторику. (например – бизиборд или геоборд). Если нет возможности купить, то их можно сделать. Для таких целей подходят крупы, макароны и орехи. С их помощью активизируются нейроны мозга.
Регулярное проговаривание названий предметов вокруг обеспечивает развитие речевых способностей в будущем. Заниматься с ребенком необходимо каждый день. Но не слишком долго, крохе хватит 20 минут. В зависимости от возраста время можно сокращать или прибавлять по 5 минут.
Задержка речевого развития – это не сложная патология. Но она требует внимательного отношения к малышу. Своевременное воздействие на дефекты речевого развития поможет избежать проблем в будущем.
Родители часто задают вопрос: «Потянет ли ребенок со школой с ЗРР?» Ответ: «да, потянет, если вовремя обнаружить проблему и начать комплексно заниматься».
Спасибо!
В ближайшее время мы опубликуем информацию.
Спасибо!
В ближайшее время мы опубликуем информацию.
Дети с ТНР (тяжелое нарушение речи) – это отдельно выделенная…
У сына в 2 года диагностировали задержку в развитии речи. Стали ходить на занятия. А так же делать массаж. В итоге удалось догнать сверстников. Теперь мой сын говорит нормально.
У сына была задержка речевого развития. Но по своему опыту могу сказать что это не приговор, потому что занятия, массаж и лечение помогают догнать сверстников.