Ребенок понимает, что от него хотят взрослые. Реагирует, когда его зовут. Показывает пальцем на предметы, если его просят родители. Словарный запас примерно 20 слов.
2 года
Составляет предложение из двух слов.
2 года 6 месяцев
Словарный запас 300 слов.
3 года
Малыш может описать, что нарисовано на картинке и рассказать о себе.
4 года – 4 года 5 месяцев
Начинает пытаться составлять предложения из четырех слов. Ребенок способен ответить на любой вопрос.
6 – 7 лет
Ребенок активно поддерживает беседу. В его распоряжении минимум 1000 слов.
Важно: У девочек нормальным считается отклонение от общих показателей на 3 месяца. Мальчики могут отставать на 5 месяцев.
Обращаться за помощью к специалисту следует, если ребенок в 3 года практически не разговаривает и не понимает обращений в свой адрес.
Загрузка ...
Симптомы ЗРР
Основные признаки, свидетельствующие о ненормальном развитии речевых способностей у детей до 4 лет:
отсутствуют проявления формирования речи с 6 месяцев до 1 года;
ребенок плохо произносит звуки и не реагирует на речь взрослых в первый год жизни;
в полтора года не стремится повторять слова;
малыш не выполняет простых просьб родителей в 2 года;
после 2 лет не выговаривает отдельных слов;
в 2 года 6 месяцев не понимает значение простых слов;
в 3 года не разговаривает предложениями, состоящими из 2-3 слов;
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.
Чтобы исключить или подтвердить диагноз ЗРР необходимо при первом проявлении даже одного симптома обратиться к специалисту за консультацией.
Причины
Факторы, влияющие на неспособность ребенка говорить:
Беременность и роды. В эту группу факторов входят:
неправильный образ жизни матери во время вынашивания малыша (курение, алкоголизм, употребление наркотических веществ);
патологии беременности (недоношенность);
внутриутробные инфекции;
травмы во время родов и многое другое.
Недостаточное развитие речевого аппарата. Слабый тонус мышц лица обычно связан с ранним отлучением от груди. Ребенок постоянно теряет еду изо рта, не может жевать твердую пищу. Во рту скапливается много слюны.
Плохая сосредоточенность слухового внимания. Малыш не концентрируется на дальних звуках. Не понимает длинных предложений.
Нарушение слуха. Чтобы кроха начал говорить, он должен хорошо слышать все звуки. Хороший слух является одним из важнейших компонентов для нормального психологического, умственного и речевого развития.
Мнение эксперта
Маргарита Сергеевна С.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.
Причинами ЗРР могут стать различные травмы головы. Инфекционные и вирусные заболевания способные вызывать осложнения на органы слуха и, как следствие, воздействовать на задержку речи. Стрессовые ситуации и неврозы влияют на коммуникабельность малыша, и желание разговаривать со взрослыми.
Последствия
В первую очередь ЗРР несет ущерб психическому здоровью. Возникают трудности в общении со сверстниками. Малыш не способен высказать желания и от этого может замкнуться в себе. Затрудняется воображение и понимание происходящих действий вокруг.
Малыш будет плохо воспринимать обращенную к нему речь. У таких детей наблюдается повышенная раздражительность из-за неумения проговаривать мысли вслух. Словарный запас ребенка с таким диагнозом минимальный.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.
В некоторых случаях дети могут не понимать обращение к ним жестами и мимикой. Следствием всего вышесказанного становится общая отсталость в развитии.
Диагностика
Чтобы поставить окончательный диагноз ЗРР и понять, что это означает для ребенка нужно обратиться к таким специалистам:
детскому педиатру;
неврологу;
отоларингологу;
психиатру;
остеопату;
логопеду.
Педиатр осмотрит ребенка и определит, к какому специалисту необходимо обращаться за помощью. Также выявит возможные причины отклонения в развитии речи.
Неврологические обследования нужно пройти, чтобы исключить поражения головного мозга. ЭЭГ при ЗРР показывает функциональную способность мозга.
Отоларинголог проверяет наличие заболеваний, связанных со слухом, глоткой, носом и горлом.
Психиатрическое заключение необходимо для оценки эмоционального состояния малыша. Также психиатр определяет влияние атмосферы в доме на психику ребенка.
Остеопат при ЗРР у детей определяет присутствие дисфункций мышц речевого аппарата. Обследует степень подвижности языка.
Логопедическая диагностика проводится с помощью анализа заключений специалистов. Логопеды оценивают уровень развития моторики, речевого аппарата, звукопроизношение, фонематическое восприятие, а также слуховые и зрительные реакции. Проверяется общее развитие ребенка, словарный запас и активность употребления слов.
Профилактика задержки речи
Чтобы предотвратить проблему в будущем нужно придерживаться таких рекомендаций:
женщинам во время беременности вести здоровый образ жизни;
развивать ребенка с раннего возраста;
устроить благоприятную семейную обстановку;
уделять внимание и побольше разговаривать с малышом с самого рождения;
два раза в год посещать отоларинголога;
обращаться за помощью к логопеду при первых же признаках отставания и в целях профилактики;
исключить все возможные факторы развития симптоматики ЗРР.
Своевременно оказанная помощь ребенку значительно ускорит процесс формирования речи.
Рекомендации родителям
Речь – один из самых важных навыков, который способствует формированию личности и адаптации маленького человечка в социуме. Даже физически здоровому ребенку необходимо оказывать помощь в развитии умения правильно говорить.
Родители должны предоставить все условия для выработки речи у ребенка. Основные из них:
игры с задействованием пальцев. Самая известная игра «Сорока – ворона». Раздражение нервных окончаний на кончиках пальцев способствует активной работе нейронов головного мозга;
рисование. Здесь можно использовать не только привычные карандаши, но и песок;
пение. Разучивайте с малышом детские песенки и учите на память стихотворения;
лепка. Создавайте фигурки из пластилина или специальной глины;
картинки. Показывайте ребенку разные картинки животных, растений, овощей и фруктов. Проговаривайте вместе каждое название.
чтение. Читайте побольше сказок и коротеньких рассказов с иллюстрациями.
музыка. Танцуйте вместе с крохой;
настольные игры. При выборе игры учитывайте возраст малыша;
массаж. Мягкое воздействие на мышцы дает расслабление и снимает усталость. После процедуры дети лучше воспринимают информацию.
Покупайте специальные игрушки, которые развивают мелкую моторику. (например – бизиборд или геоборд). Если нет возможности купить, то их можно сделать. Для таких целей подходят крупы, макароны и орехи. С их помощью активизируются нейроны мозга.
Регулярное проговаривание названий предметов вокруг обеспечивает развитие речевых способностей в будущем. Заниматься с ребенком необходимо каждый день. Но не слишком долго, крохе хватит 20 минут. В зависимости от возраста время можно сокращать или прибавлять по 5 минут.
Мнение эксперта
Маргарита Сергеевна С.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.
Выполнение данных рекомендаций в комплексе с лечением препаратами способствует скорейшему выздоровлению ребенка.
Заключение
Задержка речевого развития – это не сложная патология. Но она требует внимательного отношения к малышу. Своевременное воздействие на дефекты речевого развития поможет избежать проблем в будущем.
Родители часто задают вопрос: «Потянет ли ребенок со школой с ЗРР?» Ответ: «да, потянет, если вовремя обнаружить проблему и начать комплексно заниматься».
Post Views:316
Пригодилась информация? Поделитесь в соцсетях: Размещено: 2 октября 2018 в 8:17 | Прочитано: 1755 раз (а)
У сына в 2 года диагностировали задержку в развитии речи. Стали ходить на занятия. А так же делать массаж. В итоге удалось догнать сверстников. Теперь мой сын говорит нормально.
У сына была задержка речевого развития. Но по своему опыту могу сказать что это не приговор, потому что занятия, массаж и лечение помогают догнать сверстников.
У сына в 2 года диагностировали задержку в развитии речи. Стали ходить на занятия. А так же делать массаж. В итоге удалось догнать сверстников. Теперь мой сын говорит нормально.
У сына была задержка речевого развития. Но по своему опыту могу сказать что это не приговор, потому что занятия, массаж и лечение помогают догнать сверстников.