Как избавиться от заикания?

Заикание в логопедии – это нарушение речи из-за судорожных движений гортанной и артикуляционной мускулатур. Проявляется в виде повторения некоторых звуков или слогов. Возникают проблемы с дыханием и сменой тембра голоса.

Заикание у детей

Мнение эксперта
Маргарита Сергеевна С.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.
Каждый человек желает знать, можно ли и как избавиться от этого заболевания. История научных и медицинских исследований показывает, что эту проблему вполне можно решить.

Содержание статьи

Причины

Руководствуясь этиологией заикания, врачи выделяют несколько возможных вариантов проявления заболевания:

  • черепно-мозговые травмы;
  • инфекции в нервной системе;
  • неустойчивость нервной системы;
  • наследственный фактор;
  • высокая активность судорог;
  • проблемы с нарушенным интеллектом.

Мнение эксперта
Маргарита Сергеевна С.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.
Каждый фактор имеет под собой свою научную теорию, однако серьезного признания в медицинских кругах они не получили. Не каждому ребенку заикание передается по наследству. Травмы и инфекции не всегда вызывают заикание, а лишь увеличивают шанс возникновения.

Врачи сходятся в одном, что логоневроз является следствием проблем с нервной системой. Большое значение в формировании этого расстройства служат стрессовые ситуации у детей. К ним относят:

  • постоянные соматические болезни;
  • проблемы и скандалы в семейном окружении;
  • посещение школы или детского сада.

Эти факторы служат толчком для изменений в нервной системе. Это означает, что сильное заикание не может возникнуть из-за большого мгновенного потрясения или нервного перенапряжения. Такие причины могут выступить лишь толчком для начала работы механизма, отвечающего за проявление логоневроза.

При неверном протекании процессов нервной системы происходит прерывание нервных импульсов. Начинают возникать судороги в мышцах языка, неба, глотки и гортани. Следствием этого является резкое смыкание голосовых связок, что приводит к проблемам с плавностью и темпом в речи.

Психосоматика определяет следующие варианты развития дефекта:

  • страх говорить о своих желаниях;
  • неумение защитить свои интересы и права;
  • чувство постоянной неправоты своих действий или речи.

Отказывается говорить

Виды заикания

Классификация заикания включает в себя несколько пунктов.

Не пропустите:  Самые простые и эффективные способы постановки звука Р и Рь

Доктора различают эндогенные и экзогенные причины проблемы.

К первым относятся генетические отклонения и истощение организма под действием постоянных болезней.

Вторая группа факторов включает неправильное воспитание, постоянное стрессовое окружение или двуязычие.

Неврозоподобная форма обуславливается четко выраженным дефектом неврологии. Происходят нарушения в моторике и артикуляции. Часто проявляется дизартрия – нарушение иннервации речевого аппарата. Маленькие дети с таким диагнозом поздно начинают говорить.

Стресс у детейНевротическая форма проявляется при большом стрессе. Люди с таким расстройством не имеют четко проявленных нарушении в неврологии. Они практически нормально могут разговаривать в спокойной атмосфере, однако при малейшем стрессе возникает сильное заикание.

Доктора отмечают развитие логофобии – боязни говорить в целом. Именно эту форму заболевания называют логоневрозом, что отличает ее от заикания.

Тоническая форма характеризуется постоянными запинками при разговоре или растягивание на гласные звуки.

Клонический вариант заикания характерен повторением одного и того же слога, звука или слова. Также существует смешанная форма.

Азарт от достигнутой цели

Симптомы

При наличии такого дефекта развиваются трудности с дыханием, тратится большой объем воздуха на вдохе и выдохе. Пациенту приходится использовать вдыхаемый поток воздуха для движения связок. Выдох отличается укороченностью не только во время речи, но и в состоянии покоя.

При разговоре голосовая щель закрывается с сопровождением судорог. Это становится главной преградой для произношения звука. При распевании различных песенок или шепоте симптом отступает до состояния нормы.

Мнение эксперта
Маргарита Сергеевна С.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.
Помимо проблем с артикуляционным аппаратом возникают также соматические формы отклонения.

Заикающийся человек использует сопутствующие необязательные движения при попытке разговора. Голова может откидываться назад или вперед, кулаки сжиматься. Все это означает клонические либо тонические спазмы.

При таком расстройстве речи проявляются проблемы с психикой. Возникает страх произношения отдельных букв или слогов. Люди стараются избежать в разговоре слов с подобными звуками. В тяжелых случаях может наступить немота.

Заикание

Фазы развития

Первая фаза включает короткие моменты заикания, а также уменьшение длины спокойной и правильной речи. Симптоматика завершения этой фазы:

  • в первых словах разговора проявляются трудности в произношении;
  • проблемы проявляются при использовании предлогов, союзов;
  • усугубление проблемы «коммуникативным» давлением;
  • ребенок может абсолютно не реагировать на проблемы с произношением, полностью отсутствует беспокойство. Заикание возникает при мгновенной вспышке эмоций.
Не пропустите:  Сложные дефекты у детей

При второй фазе наблюдаются сложности в контакте. Начинают возникать сопутствующие движения. Возрастает частота заикания в общении:

  • проблема становится хронической, однако существуют различные степени тяжести приступов;
  • расстройство речи наблюдается в сложных словах и при быстром разговоре;
  • ребенок понимает проблемы в своем произношении, но не считает это тревожным сигналом. Выделяется непринужденность разговора.

Нарушение речи у детейВ следующей фазе четко устанавливается синдром судорог. Люди не испытывают страх или смущение. Они не готовы начинать лечение и всячески избегают диалогов об этом:

  • человек признает, что иногда заикание затрудняет процесс общения;
  • сложности с некоторыми звуками или словами укрепляются;
  • пациент старается избегнуть проблемных слов, заменяя их подобными синонимами.

Последняя стадия обуславливается серьезными нарушениями в личности человека. Наблюдаются бурные реакции на дефект. Человек старается избежать разговорных моментов и постоянно замечает реакцию других людей на его дефект:

  • человек начинает ждать заикание (антиципация);
  • проявляется страх речи – логофобия;
  • пациент постоянно хочет избежать ответов на вопросы.

Диагностика

Чтобы установить наличие заикания нужно проверить человека на следующие признаки:

  • систематические проблемы с ритмичностью в речи. Наблюдается повторение слогов или растягивание некоторых звуков. Также слова или фразы обрываются;
  • при начале разговора наличествуют запинки и сложности;
  • для преодоления проблемы человек неосознанно применяет побочные движения в виде гримас или тика.

Мнение эксперта
Маргарита Сергеевна С.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.
Если подобные факторы длятся более трех месяцев, то ставится диагноз заикания.

К какому врачу следует обратиться в такой ситуации? Потребуется обязательная помощь специалистов невролога, психолога и логопеда.

Чтобы наверняка исключить возможные органические болезни, проводится комплексное обследование, которое включает следующие методы выявления проблемы: реоэнцефалография, магниторезонансная терапия.

Лечение

Залог успеха в борьбе с заиканием напрямую зависит от раннего и правильного определения диагноза.

Проще бороться с дефектом в детском возрасте, чем у подростков.

Традиционные психотерапевтические методы с помощью гипноза и остеопатии не приносят видимых результатов. Также не приносит избавления от проблемы и народные средства в виде отваров из различных трав. Эффект не наблюдается при использовании всевозможных способов акупунктуры. Поэтому медицина предлагает комплексный подход к проблеме.

Не пропустите:  Как выявить и корректировать дизартрию?

Невротическое расстройство с большим успехом лечится у детей до 3 лет в специализированных детских садах и группах. Упор ставится на коллективную программу.

Большое значение имеет терапия в домашних условиях.

Детей дошкольного возраста учат тренировкам с помощью различных скороговорок, стихов и считалок. Немаловажное значение имеет правильное дыхание ребенка. Метод рассчитан на то, что ребенок будет воспринимать заикание как часть поведения, которое можно изменить.

Недоразвитие речи

Медикаментозное лечение применяют при органическом поражении мозга. В таком случае врач определяет степень повреждений и приписывает спазмолитики и, в редких случаях, транквилизаторы. Наукой подтверждена эффективность курса дегидратации, где применяют гопантеновую кислоту. Также нужно проводить занятия точечным и логопедическим массажами.

Существует профилактика заикания. Чтобы уменьшить риск возникновения болезни нужно следить за питанием и режимом дня ребенка, оградить его от стрессовых ситуаций. Следует фильтровать информацию, которую получает малыш.

Мнение эксперта
Маргарита Сергеевна С.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.
Любые нарушения предписаний врачей могут привести к рецидиву болезни. Также этому могут поспособствовать инфекционные и соматические заболевания.

Коррекция 

Существует большой выбор типов коррекции речи. Все эти способы могут значительно отличаться друг от друга.Нарушение речи

Схема Власова и Рау подразумевает занятие упражнениями различной сложности. Такой способ научит ребенка как бороться со стрессом самостоятельно.

Схема Мироновой подразумевает посещение детьми дополнительных специальных занятий, которые помогут развить интеллект и познакомиться с окружающим миром.

Метод Чевелевой направлен на работу с детьми дошкольного возраста. Система развивает мелкую моторику рук. Изготовление различных поделок поможет избавиться от дефекта.

Предыдущая запись Важность правильной артикуляции в развитии речи
Следующая запись Что такое алалия и как ее корректировать?
Обсуждение: 2 комментария
  1. Кира:

    Мне как никому другому известно это нарушение речи, я сама страдаю заиканием. Проявляется оно, когда я волнуюсь. Сейчас хожу на лечение, надеюсь что удастся избавиться от заикания.

    Ответить
  2. Вика:

    У моего ребенка тоже было заикание, то если заниматься и не оставлять все так как есть, то такое нарушение речи вполне можно исправить. Наш ребенок стал говорить нормально.

    Ответить

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Логопедия. Что это?

Становление речи – это сложнейший процесс, ребенку необходимо научится правильно…

Подробнее...