Заикание в логопедии – это нарушение речи из-за судорожных движений гортанной и артикуляционной мускулатур. Проявляется в виде повторения некоторых звуков или слогов. Возникают проблемы с дыханием и сменой тембра голоса.
Содержание статьи
Руководствуясь этиологией заикания, врачи выделяют несколько возможных вариантов проявления заболевания:
Врачи сходятся в одном, что логоневроз является следствием проблем с нервной системой. Большое значение в формировании этого расстройства служат стрессовые ситуации у детей. К ним относят:
Эти факторы служат толчком для изменений в нервной системе. Это означает, что сильное заикание не может возникнуть из-за большого мгновенного потрясения или нервного перенапряжения. Такие причины могут выступить лишь толчком для начала работы механизма, отвечающего за проявление логоневроза.
При неверном протекании процессов нервной системы происходит прерывание нервных импульсов. Начинают возникать судороги в мышцах языка, неба, глотки и гортани. Следствием этого является резкое смыкание голосовых связок, что приводит к проблемам с плавностью и темпом в речи.
Психосоматика определяет следующие варианты развития дефекта:
Классификация заикания включает в себя несколько пунктов.
Доктора различают эндогенные и экзогенные причины проблемы.
К первым относятся генетические отклонения и истощение организма под действием постоянных болезней.
Вторая группа факторов включает неправильное воспитание, постоянное стрессовое окружение или двуязычие.
Неврозоподобная форма обуславливается четко выраженным дефектом неврологии. Происходят нарушения в моторике и артикуляции. Часто проявляется дизартрия – нарушение иннервации речевого аппарата. Маленькие дети с таким диагнозом поздно начинают говорить.
Невротическая форма проявляется при большом стрессе. Люди с таким расстройством не имеют четко проявленных нарушении в неврологии. Они практически нормально могут разговаривать в спокойной атмосфере, однако при малейшем стрессе возникает сильное заикание.
Доктора отмечают развитие логофобии – боязни говорить в целом. Именно эту форму заболевания называют логоневрозом, что отличает ее от заикания.
Тоническая форма характеризуется постоянными запинками при разговоре или растягивание на гласные звуки.
Клонический вариант заикания характерен повторением одного и того же слога, звука или слова. Также существует смешанная форма.
При наличии такого дефекта развиваются трудности с дыханием, тратится большой объем воздуха на вдохе и выдохе. Пациенту приходится использовать вдыхаемый поток воздуха для движения связок. Выдох отличается укороченностью не только во время речи, но и в состоянии покоя.
При разговоре голосовая щель закрывается с сопровождением судорог. Это становится главной преградой для произношения звука. При распевании различных песенок или шепоте симптом отступает до состояния нормы.
Заикающийся человек использует сопутствующие необязательные движения при попытке разговора. Голова может откидываться назад или вперед, кулаки сжиматься. Все это означает клонические либо тонические спазмы.
При таком расстройстве речи проявляются проблемы с психикой. Возникает страх произношения отдельных букв или слогов. Люди стараются избежать в разговоре слов с подобными звуками. В тяжелых случаях может наступить немота.
Первая фаза включает короткие моменты заикания, а также уменьшение длины спокойной и правильной речи. Симптоматика завершения этой фазы:
При второй фазе наблюдаются сложности в контакте. Начинают возникать сопутствующие движения. Возрастает частота заикания в общении:
В следующей фазе четко устанавливается синдром судорог. Люди не испытывают страх или смущение. Они не готовы начинать лечение и всячески избегают диалогов об этом:
Последняя стадия обуславливается серьезными нарушениями в личности человека. Наблюдаются бурные реакции на дефект. Человек старается избежать разговорных моментов и постоянно замечает реакцию других людей на его дефект:
Чтобы установить наличие заикания нужно проверить человека на следующие признаки:
К какому врачу следует обратиться в такой ситуации? Потребуется обязательная помощь специалистов невролога, психолога и логопеда.
Чтобы наверняка исключить возможные органические болезни, проводится комплексное обследование, которое включает следующие методы выявления проблемы: реоэнцефалография, магниторезонансная терапия.
Залог успеха в борьбе с заиканием напрямую зависит от раннего и правильного определения диагноза.
Проще бороться с дефектом в детском возрасте, чем у подростков.
Традиционные психотерапевтические методы с помощью гипноза и остеопатии не приносят видимых результатов. Также не приносит избавления от проблемы и народные средства в виде отваров из различных трав. Эффект не наблюдается при использовании всевозможных способов акупунктуры. Поэтому медицина предлагает комплексный подход к проблеме.
Невротическое расстройство с большим успехом лечится у детей до 3 лет в специализированных детских садах и группах. Упор ставится на коллективную программу.
Большое значение имеет терапия в домашних условиях.
Детей дошкольного возраста учат тренировкам с помощью различных скороговорок, стихов и считалок. Немаловажное значение имеет правильное дыхание ребенка. Метод рассчитан на то, что ребенок будет воспринимать заикание как часть поведения, которое можно изменить.
Медикаментозное лечение применяют при органическом поражении мозга. В таком случае врач определяет степень повреждений и приписывает спазмолитики и, в редких случаях, транквилизаторы. Наукой подтверждена эффективность курса дегидратации, где применяют гопантеновую кислоту. Также нужно проводить занятия точечным и логопедическим массажами.
Существует профилактика заикания. Чтобы уменьшить риск возникновения болезни нужно следить за питанием и режимом дня ребенка, оградить его от стрессовых ситуаций. Следует фильтровать информацию, которую получает малыш.
Существует большой выбор типов коррекции речи. Все эти способы могут значительно отличаться друг от друга.
Схема Власова и Рау подразумевает занятие упражнениями различной сложности. Такой способ научит ребенка как бороться со стрессом самостоятельно.
Схема Мироновой подразумевает посещение детьми дополнительных специальных занятий, которые помогут развить интеллект и познакомиться с окружающим миром.
Метод Чевелевой направлен на работу с детьми дошкольного возраста. Система развивает мелкую моторику рук. Изготовление различных поделок поможет избавиться от дефекта.
Спасибо!
В ближайшее время мы опубликуем информацию.
Спасибо!
В ближайшее время мы опубликуем информацию.
Дефектология – это наука, изучающая различные физические и психические отклонения…
Мне как никому другому известно это нарушение речи, я сама страдаю заиканием. Проявляется оно, когда я волнуюсь. Сейчас хожу на лечение, надеюсь что удастся избавиться от заикания.
У моего ребенка тоже было заикание, то если заниматься и не оставлять все так как есть, то такое нарушение речи вполне можно исправить. Наш ребенок стал говорить нормально.