Проявляется в первый год жизни малыша (лепет, гуление). К 6 месяцам ребенок начинает подражать взрослым копируя часто произносимые звуки.
Пред дошкольный.
Длительность периода 1-3 лет. Появление новых слов (баба, мама). Составление не сложных предложений.
Дошкольный.
Для дошкольников до 4 лет характерна замена или смягчение звука «Ч». С 5 лет дефект должен исчезнуть. Начинается формирование шипящих. Дошкольный период длится до 6-7 лет. Словарный запас ребенка более 2500 тысяч слов.
Школьный.
Длится с 7-17 лет. В начальной школе происходит полное формирование речевых способностей.
Важно! К 11 летнему возрасту необходимо устранить все фонетические ошибки ребенка при условии отсутствия физических отклонений, связанных с дефектами органов речевого аппарата.
Способность к правильному произношению звука «Ч» формируется только с 5 летнего возраста. Фонема сложна для восприятия ребенком раннего возраста из-за того, что состоит из двух звуков «Т» и «Ш».
Артикуляция фонемы Ч
Чтобы поставить звук быстро и без проблем необходимо донести ребенку, в каком положении и как должны двигаться органы речи. Правильная артикуляция//rechudetey.ru/logopediya/artikulyaciya.html наглядно представлена в картинках:
Правильная артикуляция звука “ч”
Губы слегка выдвинуты вперед. Принимают округлую форму.
Зубы разъединены.
Язык расслаблен. Кончик органа дотрагивается до нижних зубов. Спинка прижимается к альвеолам. Ее средняя часть касается твердого неба.
Воздушная струя проходит посередине языка.
Упражнения
Перед началом занятий специалист может направить ребенка на обследования:
умственных способностей;
слуха;
правильного строения и развития артикуляционного аппарата.
Также логопедом проводится сбор анамнеза (сведения). Информация нужна для определения среды обитания ребенка. Часто причиной неправильного произношения является окружение. Например, двуязычие в семье. Тогда возникает потребность в дифференциации фонемы.
Логопедические занятия состоят из постепенного перехода этапов по освоению звука «Ч». В подготовительной группе проводят артикуляционную гимнастику для развития подвижности органов.
Задания можно выполнять в домашней обстановке, например:
«Пирожок»(укрепление мышц языка). Ротовую полость открываем. Речевой орган высовываем, чтобы он принял лопатообразную форму. Боковые стороны приподнимаем до образования желобка. Губы улыбаются. Упражнение выполняем 10 секунд 2-3 раза.
«Фокус»(отработка умения держать приподнятый язык и контролировать поток воздуха). Ротовую полость держим открытой. Губы улыбаются. Язык высовываем. Его боковые стороны и кончик приподнимаем. Середину опускаем вниз. Удерживая органы в таком положении стараемся выдувать воздушную струю. Она должна ощущаться на кончике носа.
«Рупор»(укрепление и выработка подвижности губных мышц). Зубы смыкаем. Движения выполняем только губами. Они имитируют воспроизведение гласных букв.
«Варенье»(отработка движений языка). Приоткройте рот. Губами улыбнитесь. Языком возите сначала по верхней, а потом по нижней губе. При этом орган принимает лопатообразную форму. После кругообразных движений язычок втяните в ротовую полость. Его боковые стороны должны касаться верхних коренных резцов. Упражнение выполняйте 3-4 раза.
«Лошадка»(растягивание уздечки). С помощью языка имитируйте стуканье копыт лошадки. При этом рот широко откройте, а губы растяните в улыбке. Длительность занятия 15 секунд.
Важно! Взрослые выполняют задания с ребенком перед зеркалом. Тогда малышу проще понять, как правильно их делать.
После успешного прохождения подготовительного этапа следует проведение постановки звука «Ч».
Способы
Воспроизведение от мягкой буквы «Т». Ребенка просят быстро проговаривать звук. Язык должен касаться кончиков передних резцов. Во время произношения специальным шпателем или лопаткой кончик языка немного сгибают к верху. Образовывается звук «Ч».
Произношение от «Т» и «Щ». Необходимо проговаривать фонемы по очереди в быстром темпе. Губы должны улыбаться.
Появление звука «Ч» с помощью слогов (ать, оть, ить). Малышу предлагают повторить много раз один из представленных слогов. При этом ложкой или шпателем отодвигают кончик языка к альвеолам. Тогда получается «ач, оч или ич».
Способ подражания. Взрослый произносит фонему перед зеркалом, показывая артикуляцию, а ребенок старается повторить. Это упражнение предполагает наличие усидчивости у малыша и терпения у родителя.
Важно! При носовом дефекте произношения используют логопедические упражнения для отработки правильности дыхания.
В логопедической базе находится целая картотека различных заданий. Поэтому родителям не стоит пренебрегать посещением специалиста.
Закрепление
После обучения ребенка звуку необходимо автоматизировать произношение «Ч». Процесс происходит постепенно от легких до более сложных заданий:
Использование слогов. Они должны быть изначально прямыми (ча-ча-ча, чу-чу-чу и т.д). После проговаривают обратные (ач-ач-ач, уч-уч-уч). Если нужно дифференцировать звук «Ч» от «Т», «Ц» или «Щ», то применяются слоги с наличием этих букв (ча-та, що-чо, чу-цу).
Слоги и слова. Для этого этапа подходят чистоговорки (Ча-ча-ча – сидит зайчик у врача).
Слова.Буква должна стоять в начале слова, в середине и в конце. Используют стихи, песенки, скороговорки.
В предложениях. Чтение текстов, рассказов, историй вместе с ребенком.
Важно! Избегайте переутомления малыша. Не стоит начинать занятия, если он устал после прогулки или других действий. Упражнения для детей 5-6 лет длятся 10-15 минут. Время увеличивайте на 5 минут в соответствии с возрастом.
Обычно закрепление результата логопеды предоставляют родителям в качестве домашних заданий. Детям проще обучаться в привычных условиях не стесняясь взрослых.