Развитие речи у детей старше 3 лет – это основной аспект воспитания на который следует обращать внимание родителям. По тому, как происходит формирование речевых умений определяется возраст, с которого можно отдавать ребенка в школу. Педагоги обращают на это внимание в первую очередь.
Дошкольник должен уметь правильно строить предложения, свободно общаться со сверстниками и взрослыми, осознавать суть сказанного. Для лучшего понимания всех нюансов формирования речи у ребенка необходимо знать, как происходит данный процесс.
Содержание статьи
Основные аспекты развития речи у детей возрастом 3-4 года
Разговорные способности малыша в этот период далеки от идеала. Он путает окончание некоторых слов, может менять их местами, преобразовывает слоги по своему желанию. Ребенку сложно складывать длинные предложения. Трудности заключаются в применении падежных окончаний. Допускаются грамматические и смысловые ошибки.
Некоторым детям плохо удается правильно выговаривать словосочетания. В таких случаях понять, что они говорят могут только близкие люди. Часто происходит замена букв в словах.
Например, буква «р» заменяется на «л» (рыба-лыба). Такое случается, если малыш не может произнести определенный звук. Тогда он пытается найти взаимозаменяемые звуки, чтобы выразить свою мысль взрослому.
В возрасте 4 лет о таких перестановках волноваться не стоит. Обычно в этот период дети сами справляются с недочетами речи. Но при возникновении проблем обращаться за помощью к логопеду рекомендуется после 5 лет.
Характерные особенности разговора детей в 4-5 лет
Звукопроизношение становится более четким. Смягчение отдельных букв практически исчезает. Например, слово «сяпка» уже будет «шапка». Но такие скачки развития происходят не со всеми детьми.
Многим в этот период еще не по силам правильное произношения слов. В основном это касается шипящих звуков. Также наблюдается чередование правильно сказанного слова и неправильно. К примеру, «сина» (шина) и сразу «машина».
В этом возрасте дети понимают для чего нужны определенные предметы. Определяют их класс (мебель, посуда, игрушки, звери). Могут описывать увиденное несколькими фразами.
Важно: Чтобы малыш правильно произносил слова необходимо говорить с ним четкими фразами выговаривая каждую букву. При этом объяснять, как она должна звучать.
Особенность развития на данном этапе характеризуется умением крохи отвечать на поставленный вопрос.
Формирование речи у дошкольников 6-7 лет
Этап характеризуется умением ребенка свободно общаться со сверстниками. Способностью поддерживать беседу, высказывать свое мнение, делится знаниями, полученными от родителей.
В этом возрасте начинает активно функционировать мыслительный процесс. Дети осознают свои действия и умеют предполагать последствия.
По чаще общайтесь с ребенком. Ему жизненно необходимо внимание близких. Отвечайте на любые вопросы, чтобы в будущем он смог выразить свою мысль как можно яснее.
Для начала игр со сверстниками ребенок должен уметь правильно изъясняться. Чтобы начать контактировать и заводить друзей. Это один из главных критериев нормального психологического развития.
Развитие речи у дошкольников. Мнение специалистов
ВОЗ определяет такие нормы формирования речи по возрастам, рассмотрим в виде таблицы:
Возраст | Навыки |
3 года. | Словарный запас составляет около 3000 тысяч слов. Присутствуют недостатки речи. |
3 – 4 года. | Появление новых звуков ы, с, з, п, ш, ж, ч, щ, л, р. Произношение нечеткое. |
5 – 6 лет | Развивается умение давать характеристику предметам. Свободное общение. |
6 – 7 лет | К этому возрасту ребенок строит любые предложения. Произносит все звуки правильно. |
Если наблюдается отклонение от норм, то следует обращаться к логопеду или дефектологу https://rechudetey.ru/logopediya/defektologiya.html Чтобы не возникало проблем в будущем.
Какие факторы влияют на затруднение речи
Перечислим основные:
1. Органические нарушения. Они связанные с патологиями работы коры головного мозга. Причины:
• внутриутробные патологии (сильный токсикоз, отслоение плаценты, недостаток кислорода у плода, угроза преждевременных родов и другие);
• перенесенные болезни матерью во время беременности (краснуха, герпес);
• конфликт резусов матери и плода;
• недоношенность;
• курение во время вынашивания ребенка;
• употребление алкогольных напитков;
• прием лекарств, запрещенных для женщин в положении;
• стресс;
• депрессия;
• затяжные роды;
• наследственность (неправильный прикус).
2. Плохие социальные условия. Основные причины:
• слабая иммунная система. Ребенок часто и долго болеет;
• незаинтересованность родителей в развитии речи у ребенка.
• двуязычие. Чаще всего возникает, если родители иностранцы;
• испуг;
• неправильное произношение близкими слов и словосочетаний.
Когда обращаться к специалисту
Задержка в произношении проявляются таким образом:
• отсталость в развитии речевого владения от общепринятых норм (плохое звукопроизношение, маленький запас слов);
• регулярное неправильное произношение слов;
• возникновение психических отклонений из-за неумелого высказывания мыслей;
• заикание.
Но взрослые в основном обращаются за помощью к логопеду, когда ребенок неправильно выговаривает буквы. Например, «с» заменят на «ш» и другое. Хотя причин для консультации со специалистом гораздо больше. Следует обращать внимание на каждую из них.