Что такое скорочтение?

Скорочтение – это умение воспринимать написанную информацию в быстром темпе. Навык напрямую связан с успеваемостью ребенка в школе. Поэтому важно учитывать, что малыш должен не просто скоро читать, но и уметь анализировать материал из учебного пособия. Обучить скорочтению возможно в домашних условиях. Но перед началом занятий необходимо оценить уровень развития крохи (интеллект), и готовность выполнять упражнения.

Скорочтение

Содержание статьи

Причины замедленного чтения

Большинство родителей не знают почему у их малыша медленная техника чтения и он отстает от сверстников в классе. Основные факторы, влияющие на темп:

  • Техника чтенияНевнимательность. Если в процессе чтения малыш часто отвлекается на что-либо, то информация из текста им не воспринимается правильно или вообще ускользает из внимания. Поэтому запомнить и понять смысл прочитанного невозможно.
  • Поле зрения. Ребенок должен одновременно охватывать взглядом не менее 3 слов. Если ситуация противоположна – это говорит об узком зрении. Для быстрочтения необходимо постепенно расширять охват, чтобы кроха не фокусировался на одном слове.
  • Маленький словарный запас. Читая незнакомые слова, тратится много времени на распознание слогов из которых они состоят, а также на понимание значения. Нормы речи тут. 
  • Регрессия. Происходит из-за постоянного возвращения глаз к уже прочитанному тексту. Такое происходит автоматически независимо от желания ребенка. Дефект устраняется с помощью специальных упражнений для детей.
  • Артикуляционный аппарат. Плохое развитие речевых органов делает невозможным обучение скорочтению.

Важно! Также медленный темп наблюдается, если текст подобран неправильно. Произведения должны соответствовать возрасту ребенка и быть ему интересны.

Методики

Единого мнения с какого возраста начинать обучение быстрому чтению не существует. В основном специалисты рекомендуют приступать к занятиям с 8 лет. В этот период кроха должен уметь воспроизводить около 30 слов в минуту. Если этого не происходит ничего страшного. Упражнения можно перенести ближе к 9-10 годам. В этом возрасте у ребенка хорошо развита память, и он способен пересказать прочитанное.

Не пропустите:  СДВГ: стратегии компенсации невнимательности и гиперактивности

«Пристрельная» методика

Способ, формирующий развитие умения выделять главные моменты в книге. Благодаря интенсивным тренировкам возможно научиться бегло просматривать большие произведения, выделяя основной смысл.

На заметку! Наиболее позитивно влияет на успеваемость в школе. Помогает обрабатывать объёмные тексты за короткое время. При этом ребенок черпает только полезные знания, запоминая их.

Через слово

Метод базируется на пропуске не несущих информации слов. Благодаря нахождению ключевых фраз ребенок формирует в голове основную идею текста. Способ расширяет возможности памяти, которая сохраняет широкий объем при этом делая упор на суть.

Зрительная памятьЗрительная память

Научить быстро скорочтению возможно с помощью тренировки навыка запоминать увиденное. Малыш сможет потом узнавать ранее усвоенные фразы, читая их целиком, а не по слогам. Новый текст будет восприниматься легче, а информация обрабатываться быстрее.

Фоточтение

Метод разработан для детей, которые уже научены основным способам быстрого чтения. Текст просматривается ограниченное количество времени. Навык позволяет работать с объемным материалом и выделять главную мысль. Такое чтение не способствует запоминанию информации. Но позволяет найти и выделить важные фрагменты.

Метод Лысенко

Преподаватель на протяжении 20 лет разрабатывала методику быстрого обучения скорочтению. Курсы дают возможность пройти 2 ступени развития. Первая предполагает изучение азбуки и чтению с нуля, а вторая устраняет слоговое воспроизведение постепенно добавляя скорость.

Упражнения

Тренировки выстраивайте так, чтобы убрать причину низкого темпа воспроизведения текста. Только так возможно добиться максимального эффекта и положительной динамики.

Хотите потренироваться – тренажер скорости чтения

Устраняем невнимательность

Чтобы ребенок мог концентрироваться на задании проводят такие задания:

  • Составляйте слова. Предложите ребенку из большого слова выделить маленькие и записать на листике. Например, велосипедисты (лес, пес, пот, село и т.д.).
  • Ищите отличия. Напишите слова в которых отличается 1-2 буквы (лом-пол, пар-бар, пир-мир). Скажите малышу найти одинаковые и разные части.
  • Задействуйте 2 полушария мозга. Эффект достигается при чтении двумя глазами одновременно.
  • Запутанная история. Изучите с ребенком стихотворение. Напишите его текст на бумаге, а строчки переставьте местами. Пусть малыш отыщет их и прочитает правильно.
Не пропустите:  Игры на развитие мелкой моторики

Расширяем зрение

Чтобы кроха смог видеть сразу несколько слов ему необходимо расширить обзор. Для этого подходит упражнение:

Упражнение "Пирамидка"

Важно! На пирамиде написаны цифры, но можно использовать буквы или слоги в таком формате (клиновидные таблицы).

Попросите ребенка сконцентрироваться на центральной цифре первой строчки и последующих. При этом он должен называть боковые числа постепенно опускаясь вниз. Следите, чтобы малыш не отводил взгляда от центра. Регулярное выполнение задания дает отличные результаты. Со временем скорость чтения значительно увеличится.

Также для расширения видимости используют специальные таблицы Шульте. Они представлены в виде квадратов с числами в разброс. Задача ребенка смотреть в центр и называть боковые числа.

Таблица Шульте

На заметку! Подобные таблицы еще применяются для устранения невнимательности. Детям предлагают отыскать и назвать цифры в правильном порядке.

Словарный запас

Чтобы обогатить и разнообразить запас слов проводите больше времени за чтением. Предлагайте крохе интересные книги, раскраски со словами, учите коротенькие сказки или стихотворения.

Обращайте внимание ребенка на вывески магазинов, читайте инструкции к товарам, обсуждайте каждую ситуацию, произошедшую в течение дня. Переводите занятия в игровой формат. Просите малыша описывать игрушки. Например, зайчика или мишку. (Кто это? Какой он? Что любит кушать? Где глазки, носик, ротик?).

Мнение эксперта
Маргарита Сергеевна С.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.
Ищите общие черты у предметов. Например, стол, диван, стул – это мебель. Больше разговаривайте с ребенком. Старайтесь отвечать на любой его вопрос.

Регрессия

Для борьбы с регрессией и используйте такой метод:

  1. Малыш начинает читать первую строчку текста.
  2. Прочитанную часть закройте линейкой или закладкой, чтобы исключить возврат к ней.
  3. Ребенок должен продолжать воспроизводить написанное параллельно двигая линейкой.
  4. Текст должен быть закрыт сверху.

Важно, чтобы ребенок водил по тексту ручкой или пальцем. Тогда глаза будут машинально следить за движениями по написанному. Упражнение помогает устранить проблему постепенно. Изначально малыш может оборачиваться, чтобы посмотреть назад.

Артикуляция

Воспроизведение слов с движениями артикуляционного аппарата даже без звука, способно помешать развитию скорочтения. Поэтому проговаривание необходимо подавить. С написанным должны работать исключительно глаза. //rechudetey.ru/logopediya/artikulyacionnaya-gimnastika.html

Не пропустите:  Просмотр мультфильмов: плюсы и минусы

Тренировать умение помогут упражнения:

  • Чтение под музыку. Включайте музыкальное сопровождение сначала без слов. После читайте под песни. Шумовой фон мешает проговариванию. Но после занятия всегда спрашивайте кроху о прочитанном.
  • Шмель. В задании задействуют оба полушария головного мозга. Благодаря выполнению 2 действий одновременно. Во время чтения предложите малышу пожужжать. Упражнение очень сложное, но эффективное.
  • Карандаш. С его помощью можно зафиксировать губы в одном положении, исключая их движения. Попросите кроху зажать карандаш зубами. Также можно использовать ладонь, прикрывая ею рот.

Внимание! Вышеперечисленные тренировки довольно сложно даются детям до 10 лет. Поэтому после каждого упражнения в комплексе с чтением необходимо проверять смысловое восприятие.

Рекомендации родителям

Чтобы получить максимальную пользу от занятий, придерживайтесь таких правил:

  • Для отработки подбирайте небольшие произведения.
  • Давайте малышу передохнуть. Перерывы делайте через 1-2 часа по 10 минут.
  • Перед началом занятий проводите артикуляционную гимнастику.
  • Выбирайте книги с яркими привлекающими внимание иллюстрациями.
  • Читайте вместе с крохой хором.

После каждого занятия хвалите малыша, чтобы его желание упражняться быстро не угасало. За успех можно даже поощрить небольшим презентом (конфета, печенье, новая игрушка). Разрешайте ребенку оставаться наедине с книгой. Тогда у него появится чувство самостоятельности и повысится самооценка, потому что родители ему доверяют.

Быстрое чтение

Предыдущая запись Игры на развитие мелкой моторики
Следующая запись Как научить читать?

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Почему дети не такие, как хотят родители

В жизни не все происходит так, как нам хочется. Не…

Подробнее...