Вид
Характеристика
Бульбарная
Полный паралич мышц, отвечающих за способность говорить. Возникает из-за поражения ядер черепно-мозговых нервов.
Особенности:
Заболевание протекает крайне тяжело. Также ребенок не способен есть жидкую пищу.
Псевдобульбарная
Паралич мышц, отвечающих за речь. Возникает из-за нарушений в работе головного мозга (корково-ядерные пути).
Особенности:
Наблюдается обильное выделение слюны и дисгарфия (патология письменного оформления речи).
Корковая
Повреждение одной стороны коры головного мозга. Патология затрагивает мышцы речевого аппарата, вызывая паралич.
Особенности:
Отдельные слова дети говорят правильно.
Подкорковая
Проявляется из-за ошибочных команд головного мозга (непроизвольные движения речевых групп мышц). Возникают в период покоя и могут усиливаться при желании ребенка говорить, вызывая тревожность. Речь невнятная и смазанная. Голос громкий, резкий с хрипами.
Мозжечковая
Расстройство артикуляционной моторики. Ребенок в процессе речи разделяет слово на слоги и ставит ударение на каждый из них либо выкрикивает слова. Наблюдается тремор языка. Встречается расстройство редко.
Смешанная
Поражение возникает одновременно в нескольких местах головного мозга. Возникает из-за травм. Характерна для детей в возрасте до 2 лет. Проблемы с речью разнообразны и зависят от степени патологии.
Логопедическая классификация разделяет дизартрию по степени выраженности на 4 группы:
1.Стертая форма (легкая). Распространенный вид заболевания. Возникает в следствии патологий в головном мозге.
Особенности:
Диагноз возможно поставить ребенку в 5 лет. Детям не составляет труда выговаривать отдельные звуки. Но при произношении сложных слов или фраз возникают проблемы с правильной постановкой звуков. Из-за этого речь становится невнятной, размытой, сложной к пониманию.
Важно: часто дизартрию в легкой форме путают с болезнями со схожей симптоматикой (дислалия). Но при других патологиях поражения речевого аппарата отсутствуют. В точности диагностировать дислалию у ребенка возможно не ранее 6-7 лет.
2. Степень характеризуется дефектами в произношении звуков. Речь в основном понятна окружающим.
3. Степень: высказывания понятны только людям, находящимся в постоянном контакте с ребенком.
4. Полное отсутствие речи. В некоторых случаях произношение присутствует, но не понятно даже родителям.
Важно: некоторые специалисты выделяют лишь 3 степени дизартрии (легкую, среднюю и тяжелую). В среднюю стадию входят 2 и 3 группы классификации.
Также среди факторов, влияющих на образование заболевания важную роль играет период беременности женщины. Во время которого возможно возникновение инфекционных или вирусных болезней у матери, провоцирующих появление патологических отклонений в развитии плода.
Наиболее распространенные факторы:
Также заболевание может стать следствием наличия иных отклонений у ребенка. Разнообразие причин проявления дизартрии разделяет пациентов на группы по причинно-следственным связям:
Чтобы знать, как определить и как преодолеть потом заболевание необходимо иметь представление о первых признаках дизартрии. У детей дошкольного возраста симптомы многогранны. Они зависят от степени поражения мозга и психических процессов ЦНС.
Общие признаки характерные для малышей и младших школьников:
Важно: Необязательно, что у ребенка будут проявляться все вышеперечисленные симптомы одновременно. Но даже присутствие нескольких требует консультации у специалиста.
У детей с синдромом ДЦП наблюдаются более осложненные признаки дизартрии. Они становятся заметны сразу после рождения:
Малыш отстает от сверстников в развитии (не проявляет интерес к игрушкам, плохо держит голову после 6 месяцев, поздно начинает ползать и т.д.).
Диагноз дизартрия код по МКБ-10: R47.1 устанавливается невропатологом на основе логопедического обследования и комплекса электрофизиологических исследований ребенка.
Терапия основывается на перспективном плане воздействия. Он включает:
Лечение препаратами необходимо, чтобы улучшить работу мозга, память, умственные навыки. Единого медикамента от дизартрии не существует, чтобы помочь ребенку используют целый комплекс средств. Они снимают симптомы и облегчают работу с пациентом. Назначения выполняет невролог, учитывая сопутствующие заболевания.
Логопедические занятия предполагают развитие сенсорного воспитания (зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятий). Для этих целей наиболее подходит логоритмика.
Распевки песен с использованием движений – это игра благодаря которой формируются речь, слух, моторика, координация в пространстве. Нередко специалист на консультации для родителей ребенка с дизартрией выдает подобные задания для выполнения в домашних условиях.
Логопед объясняет, как научить обводить прописи, чтобы сформировать графические способности, внимание и активизировать мыслительный процесс. Важно подобрать обводки, которые вызовут интерес у ребенка.
Терапия включает упражнения с упором на дыхательную систему. Специалисты назначают выполнение гимнастики каждый день по 3-5 минут. Крохе наполняют емкость с водой и пускают кораблики из бумаги. Малышу нужно двигать их по воде с помощью воздуха из рта.
Нормальное развитие ребенка с дизартрией зависит от комплексного подхода к лечению. Даже при тяжелых формах заболевания прогноз утешительный. Но абсолютное устранение недуга возможно лишь при стертой форме и обнаружении отклонения, как можно раньше.
Спасибо!
В ближайшее время мы опубликуем информацию.
Артикуляционная гимнастика – это комплекс специальных упражнений для правильной постановки…