Как пальчиковые игры влияют на развитие речи?

Пальчиковые игры – надежный инструмент для развития ребенка. Подобные занятия с малышами появились еще в древние времена, когда детских игрушек практически не существовало. Сквозь века игры с пальчиками не утратили своей популярности и остаются лучшим способом взаимодействия с маленькими исследователями. Основные преимущества упражнений – безопасность, формирование и оттачивание речевых навыков.

Пальчиковые игры

Содержание статьи

Цель

Ученые выяснили, что правильная речь ребенка полностью зависит от развитости мелкой моторики. На кончиках пальцев расположено огромное количество нервных окончаний, подающих сигналы в головной мозг. Поэтому чем точнее и скоординировано руки выполняют движения, тем лучше формируются речевые способности и другие навыки.

Основные задачи пальчиковых игр для детей:

От 6 мес. – 2 лет.

  1. Активизация мозгоПальчиковая игра с малышомвых центров, отвечающих за умение говорить.
  2. Такая гимнастика стимулирует кроху к подражанию взрослым. Малыш с раннего возраста учится понимать окружающих.
  3. Ребенок получает умение следить за предметом.
  4. Развивается понимание ритмичности движений.

От 3 – 5 лет.

  1. Обучение концентрировать внимание.
  2. Развитие памяти.
  3. Активизация мыслительного процесса.
  4. Снятие напряжения физического и эмоционального.

Пальчиковая гимнастикаОт 5-6 лет.

  1. Формирование творческих способностей.
  2. Гимнастика рук необходима для умения писать в процессе школьного обучения.
  3. Совершенствование навыков координации движений.
  4. Развитие воображения и умения нестандартно мыслить.

На заметку! Только к 3 годам ребенок способен научиться выполнять движения руками как взрослый.

С помощью пальчиковых игр малыш учится быстро переключать внимание, что способствует умственному развитию. Важно проводить упражнения поэтапно, а также подбирать занятия в соответствии с возрастом крохи.

Виды

Пальчиковые упражнения многообразны, поэтому специалистами принято их классифицировать по особенностям проведения:

  • Манипуляции. Развивают воображение. Каждый пальчик малыша служит определенной ассоциацией или образом. Например, игра «Пальчик». Для этого берем ручку крохи и по очереди загибаем пальчики в кулачок. При этом для каждой фаланги придумываем значение (мизинец – маленький, безымянный – слабенький, средний – длинный, указательный – сильный, большой – толстячок). В конце добавляем, что получился крепкий кулачок.
  • Стихотворная форма. Деятельность рук, сопровожденная стихами, способствует развитию творческого потенциала, памяти, внимания.
Не пропустите:  Польза лепки из пластилина для детей

Пальчиковые игры в стихахИгра «Дом»:

  1. Сложите ладошки над головой имитируя крышу.

(я хочу построить дом)

2. После сделайте кружок обеими руками.

(Чтоб окошко было в нем)

3. Вертикально ставим ладошки.

(Чтоб у дома дверь была)

4. Одну руку приподнимаем. Пальчики на ней растопыриваем в разные стороны.

(Рядом чтоб сосна росла)

5. Далее соединяем ручки в замок.

(Чтоб вокруг забор стоял)

(Пес ворота охранял).

  • Работа с предметами. Для таких игр подбирают объекты, находящиеся в доме. Отлично подходят:
  1. Крупы (горох, манка, пшено, гречка и другие). С их помощью можно рисовать узоры пальчиками на плоской поверхности, перебирать мелкие в одну емкость, а более крупные в другую, изготовлять различные открытки с помощью клея и т.д.
  2. Бусинки. Крупные бусины можно нанизывать на веревочку, создавать поделки.
  3. Рисование. Карандаши выбирайте с четкими гранями. Они будут дополнительно массировать пальчики ребенка.
  4. Бумага. Крохе предлагают мять, разрывать материал.
  • Сюжетные пальчиковые игрыСюжетные. С их помощью малыш составляет различные фигуры используя только пальчики (машинки, птицы, человечки и т.д.).
  • Считалочки.
  • Массаж.
  • Игры для укрепления кистей рук.
  • Тематические. Для занятия подбирается конкретная тема (времена года, погодные условия, сказки). Кроха изображает услышанное пальчиками.
  • С музыкальным сопровождением (песни с движениями рук). Такой вид игры чаще всего используют в детском садике.
  • Кинезиологические. Такие игры предполагают одновременное взаимодействие двух рук. Например, нарисовать в воздухе круг с помощью левой руки, а квадрат используя правую или наоборот.

Каждый из перечисленных видов помогает ребенку развиваться физически и эмоционально. Специалисты, владеющие целой картотекой заданий, используют все типы упражнений с детьми младшей группы и старшей.

Правила проведения занятий

Чтобы урок приносил удовольствие малышу и его родителям следует придерживаться рекомендаций:

  1. Занимайтесь с ребенком после 1 года. В более раннем возрасте он еще не способен усвоить речевые навыки. Примерно с 3 месяцев можно начать проводить гимнастику ручек, разминая пальчики.
  2. Руки взрослого во время игры должны быть теплыми.
  3. Перед выполнением заданий проведите небольшую разминку пальчиков.
  4. В игре задействуйте каждый пальчик крохи.
  5. Любой вид деятельности сопровождайте поглаживанием и похвалой.
  6. Сменять занятия нужно постепенно. Ребенок должен хорошо усвоить предыдущий урок.

Важно! Чтобы получить результат от работы, задания выполняйте регулярно. Не переутомляйте ребенка упражнениями. Время проведения от 3 – 10 минут. При условии, что малыш доволен занятием.

Упражнения по возрастам

Уроки с детьми разных возрастов имеют свои особенности. Поэтому задания подбираются индивидуально. Малышам до 6 месяцев разминают ручки слегка поглаживая их. С 7 – 9 месяцев движения взрослого становятся интенсивными с элементами массажа. С 1 года – 2 лет в игры включают различные элементы (пирамидки, мягкий пластилин, тесто).

Не пропустите:  Что дает рисование детям

На заметку! Начинайте разминать ручки ребенка, как только он разожмет кулачки (2 – 3 мес.). Считается, что в таком возрасте упражнения наиболее эффективны.

Играем с детьми 2-3 лет

«Игрушки»:Виды пальчиковых игр

  1. Руки держите перед собой. Пальчики сжимайте в кулачок и разжимайте.

(Я с игрушками играю)

2. Руки тяните вперед, имитируя бросание мяча.

(Мячик я тебе бросаю)

3. Ладошки смотрят вниз. Кладите ручки друг на друга по очереди.

(Пирамидку собираю)

4. Правую руку слегка сжимаем в кулачок и двигаем вперед-назад.

(Грузовик везде катаю)

«Осень»

  1. Указательным и средним пальцем имитируйте ходьбу.

(Вышла осень погулять)

2. Левую руку сожмите в кулачек с отверстием (корзинка). Правой рукой собирайте листья и кладите в «корзинку».

(Стала листья собирать)

Игры на мелкую моторику«Животные»

  1. Ручки кладем на голову.

2. Указательные пальцы держим прямо, а другие загибаем.

(Зайка – ушки на макушке)

3. Ручки складываем на груди.

(Скачет, скачет по опушке)

4. Переплетаем пальчики обеих рук и шевелим ними.

(Шел за ним колючий еж. Шел по травке без дорожек)

5. Выполняем плавные движения руками словно волны.

(А за ежиком краса – рыжеватая лиса)

Детям 4-5 лет

«Гости»

  1. Пальчиками показываем бег по столу.

(К Маше гости прибежали)

2. Одна ручка здоровается с другой.

(Ручки всем они пожали)

3. Образовываем колечко указательным и большим пальчиком.

(Здравствуй, Миша!)

4. Делаем те же движения с остальными пальцами соединяя их с большим.

(Здравствуй, Вера!)

(Рад, Гриша!)

(Рад, Лера!)

5. Складываем ладошки словно пирожок.

(Хотите пирожок?)

6. Раскрываем ручки и держим ровно.

(А может, коржик?)

пальчиковые упражнения7. Сжимайте ручки в кулачок.

(Или же рожок?)

8. Малыш раскрывает ладони, а взрослый слегка стучит по ним.

Не пропустите:  Что такое Су-Джок?

(Вот горох вам на дорожку)

9. Кроха щипает немного себя заручку.

(Вы берите понемножку!)

10. Отряхните ручки.

(С ручек все стряхните крошки)

«Вкусная каша»Пальчиковый театр

  1. Делайте круговые движения кистями рук.

(Кукле кашу я сварю)

2. Сожмите кулачек и сделайте вид будто льете из чашки.

(В миску молока налью)

3. Делайте сыпучие движения.

(Положу туда крупу)

4. Раскрывайте ладошки.

(И поставлю на плиту)

5. Хлопайте в ладоши.

(Будет каша хороша!)

6. Указательным пальчиком показывайте.

(Кушай, кукла, не спеша)

Детям 5-6 лет

В этом возрасте основной упор занятий делается на развитие письменных умений. Чтобы почерк ребенка был красиво оформлен выполняют такие упражнения:

  • «Здороваемся». Большим пальцем разминаем остальные.
  • «Крестики». Аккуратно кладите пальчики друг на друга.
  • «Капельки». Трясите кистями рук словно стряхиваете воду с них.
  • «Пианино или гитара». Имитация игры на музыкальном инструменте.
  • «Круги». Рисуйте в воздухе окружности по очереди каждой рукой.

Хороший эффект получается от массажа ручек. Разминайте пальчики ребенка вначале и в конце урока. Двигаться начинайте от кисти руки до основания. Массажируйте слегка придавливая круговыми движениями.

Предыдущая запись Что дает рисование детям
Следующая запись Польза лепки из пластилина для детей

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мелкая моторика в раннем возрасте

Развитие речи и мелкая моторика - взаимосвязаны между собой. Психологи…

Подробнее...