Как развить память с помощью мнемотехники?

Как можно быстро усвоить и запомнить большой объем информации? Ведь так удобно – записывать в память и находить там все соответствующие сведения. Сделать такое позволяют всевозможные приемы и способы мнемотехники (или мнемоники). Понятие, которое произошло из древнегреческого языка, что значит «искусство произвольного запоминания».

Мнемотехника

Как овладеть искусством запоминания

Освоить это мастерство можно с целью общего развития своих способностей. Память необходима при изучении языков, для осваивания какой – либо области знаний. На помощь и приходит данный вид искусства, который не только упрощает процесс самообучения, но делает запоминания более интересными.

Как развить память, какой метод полезен учащимся, чтобы не зазубривать, а быстро запоминать сказки, стихотворения, доклады.

Использование мнемоники повышает внимание и интеллект, что так важно современному ученику. Отличные тренажеры — здесь.

В процессе запоминания в мозге человека накапливается система связей, благодаря которым он может воспроизвести нужные сведения. И не обязательно, чтобы он обладал невероятными способностями.

Развитие памяти

Особенности умственной деятельности, которые используются в мнемотехнике:

  • Что такое мнемотехникаИнтересные новости запоминаются скорее и проще.
  • Глубокое представление изучаемого материала способствует его закреплению.
  • Сведения, применяемые на практике, в умственной деятельности фиксируются лучше.
  • Если человек обещает запомнить необходимые данные, то процесс обучения ускоряется.
  • Для запоминания новые данные необходимо ассоциировать с уже общеизвестными фактами.
  • Основательно закладывается в памяти та информация, которая неоднократно повторяется.

Благодаря приему мнемотехники у детей решались такие затруднения:

  • Развивалась связная речь, наблюдательность, сообразительность, умение сравнивать.
  • Совершенствовалось становления психических процессов: внимание, мышление и воображение.

Часто в школе дети внимательно прислушиваются к тому, что интересно. Пересказать какой – нибудь отрывок из текста для них проблематично, и это отражается на их успеваемости. Поэтому тренировать память можно еще в раннем возрасте.

МнемотаблицыСуществует множество методов для продуктивного использования и совершенствования памяти. Например, работа с мнемотаблицей у ребенка развивает ассоциативную взаимосвязь между данным словом и изображением. Она имеет яркие иллюстрации, которые упрощают обучение.

Сначала изучают слово и запоминают картинку, ее можно поменять на изобразительный символ. К примеру, белочку – на коричневый кружочек. С помощью такого пособия излагают короткие басни.

Главные темы занятий – изучения формы, цвета, текстуры и величины предмета. Такая система обучения влияет на процесс развития речи и на умственную деятельность. Ведь в его основе зрительное восприятие материала и будущее воспроизведение при помощи рисунка.

Правильно используем мнемотаблицы на занятиях

Маленьких детей необходимо готовить к данному методу работы, чтобы они были готовы к ее восприятию.

Для начинающих сначала используют понятные и простые изображения. Ребенку легко запоминать яркие картинки и их не должно быть много. Примерно 8 – 9 штук. Их количество определяется по возрасту ученика. Такие таблицы должны включать лексические темы для расширения словарного запаса и формировать логическую речь.

Мнемотаблицы для заучивания стихотворений

В процессе обучения дошкольники станут более эрудированные, они быстрее и лучше запоминают глагольную лексику, числительные, прилагательные, наречия. У детей происходит всестороннее речевое развитие (нормы тут) и возрастают коммуникативные навыки. Они не боятся общественных выступлений и легко общаются со сверстниками.

Мнение эксперта
Маргарита Сергеевна С.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.
Данный прием помогает развивать творческое мышление. Дети с удовольствием могут придумывать разные сказки и интересные истории. У них появляется интерес к чтению, и они быстро заучивают стихи.

Дети составляют из слов – картинок забавный рассказ. Их речевые изложения должны быть последовательными. Так у них вырабатывается умение составлять понятные и логические цепочки. На таком уроке будет полезно тренировать не только память, но и внимательность.

Ребенку необходимо задать вопросы: «Как ты думаешь, что изменилось на картинке?», или «Какие отличия ты видишь между двумя рисунками?». Ведь психологически детям намного легче воспроизводить информацию, если они посылаются на иллюстрации, сюжеты сказок или мультфильмы.

Внимание! Дети дошкольного образа имеют более развитую образную память. Для них будет лучше, если использовать наглядные средства – зарисовки, записи, схемы. Это позволяет крохам быстрее запомнить материал.

Используя вышеперечисленные вспомогательные материалы, техника запоминания и ее приемы остаются действенными. История подсказывает, что уникальными способностями обладали полководец и воин Александр Македонский, композитор Моцарт, у которых была феноменальное запоминание благодаря методу заучивания.

Задачи мнемотехники

Его суть в следующем:

  1. Накопленный материал привязывается к эмоциям, визуальному образу, звукам.
  2. Одновременно сигналы поступают в мозг со слухового, зрительного и тактильного анализатора.
  3. Объединяясь, они создают нейронные связи, облегчая процесс запоминания.
  4. Стоит припомнить какой – то образ из ассоциативного ряда и мозг воспроизводит связные контакты.

Для детского развития памяти такая методика позволяет:

  • развивать речь;
  • преобразовывать образы в символы;
  • совершенствовать память и внимания.

Если помочь ребенку пользоваться мнемотехникой в школьном учреждении, то с удовольствием и без усилий ему пойдут на встречу родные.

Какие упражнения выполняем дома

Чтобы обучения дошкольников происходили эффективно и комфортно, родители должны соблюдать:

  • Структура мнемотехникиПланомерность. Начинать с несложных заданий. Если матери или отцу кажется, что их ребенок сумеет решать задачи более сложные, то лучше убедиться и несколько дней потратить на решения простых упражнений.
  • Продолжительность. Дети удерживают внимательность на некоторое время. Поэтому как в дома, так и в детском саду перегружать их не рекомендуется.
  • Выразительность. Игра должна быть интересной. Для развития речи картинки должны быть крупными, слова понятные. Так дети лучше усваивают занятие.
  • Эмоциональность. Позитив родителей влияет на детей. Играя с ребенком, родители должны его хвалить и поддерживать.

Популярные приемы

Известные методики, которые используют детям:

  • Мнемоквадраты. Это простая система занятий с ребенком. Изображение на картинке – одно или с несколькими понятиями. Они должны быть для него понятными.
  • Мнемодорожки. Используют несколько картинок, которые могут обозначать последовательные действия. По них дети учатся узнаванию и последовательности как одеваться на улицу.

Мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемоквадрат

  • Мнемосхемы. При помощи акростихов детей тренируют. Ведь первая буква новой строки образует слово. Такое под силу даже младшим школьникам.
  • Рассказы в картинках. В представленных сказках отдельные слова заменить изображениями. Скопировать истории можно известным способом через интернет или самостоятельно все сделать.
  • Сетка памяти. Изображения (не больше 10) выкладывают перед ребенком и просят его закрыть глаза. Карточку одну убирают. Он старается не забывать, какой же не хватает карточки.

Мнемодорожка

Упражнения для тренировки

Развивать и обучать память детей должно быть привычным и повседневным делом. В качестве тренажеров для мозга выступают рисования, пазлы, детские игры через интернет, запоминание песен и стихов.

Тренировка памяти

Так тренировка памяти по заучиванию стихов должна соответствовать:

  • возрасту;
  • предназначению, какому — то празднику;
  • прочитанному выражению, паузами;
  • озвучиванию, а при желании можно спеть или станцевать.
Мнение эксперта
Маргарита Сергеевна С.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.
Когда ребенок уже собирается идти в школу, где процесс учебы совсем другой, много информации можно не припомнить. Наиболее эффективным методом будет повторение. Осознанная подготовка к повторению в дома и на уроке усвоит определенную тему.

Таким образом, мнемотехника для запоминания направленна, прежде всего на следующее:

  • совершенствования в развитии художественного мышления;
  • увеличение техники концентрации внимания.

Для школьников будет полезно использовать:

  1. Скорочтение. При нем необходимо просматривать только интересные эпизоды в тексте и понять, какую практическую пользу можно позаимствовать из текста.
  2. Пальчиковую гимнастику https://rechudetey.ru/razvivayushhie-igry/palchikovye-igry.html. Ее используют, чтобы стимулировать мозг, и помочь голове упорядочить информацию. Такая гимнастика вводит в гармоничное состояние, и интеллект мозга повышается в два раза.

Скорочтение

Современному школьнику шаг за шагом необходимо учиться концентрироваться, заострять внимания на факт, который ему точно нужно запомнить. Проще запоминать слова, чем в разброс буквенные обозначения. Иногда на занятиях приходится изучать стихи с несколькими цифрами. Мозг школьника способен сам выбрать удобный способ запоминания.

Сейчас мнемотехника это новая технология, позволяющая подлинно выучить достоверную информацию, которая считается не запоминаемой.

Вы используете мнемотехнику?
ДаНет

Не пропустите:  Что дает рисование детям
Предыдущая запись Основные причины обращения к дефектологу
Следующая запись Игры в дороге для детей в машине

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Развитие ребенка с младенчества

Некоторые родители искренне полагают, что до того момента, как их…

Подробнее...