Дислексия

Дислексия – расстройство навыка правильно читать. Ребенок систематически допускает одинаковые ошибки, при этом могут отсутствовать отклонения в интеллектуальной сфере развития.Дислексия

Основное отличие дислексика от здорового человека – особенность мышления во время прочтения текста. Люди без нарушений мыслят словами. У больных мыслительный процесс основан на образах. Если они неспособны представить слово или не знают его значение, возникают серьезные трудности во время чтения.

Причины

Благодаря исследовательской деятельности ученые выявили 2 группы факторов, влияющих на формирование дислексии:

  1. Нейробиологические:
  • правое полушарие головного мозга работает активнее левого;
  • менингит;
  • травмы головы;
  • патологии беременности, связанные с перенесенными инфекционными болезнями (корь, краснуха и т.д.);
  • употребление женщиной в период вынашивания ребенка наркотических веществ, алкогольных напитков и курительных смесей.
  • затруднения во время родов (асфиксия плода).

2. Социальные:

  • нагрузки на ребенка без учета способностей, давление родителей, чрезмерная требовательность;
  • упущение педагогов в обучении;
  • долгое пребывание в незнакомой и неестественной среде для ребенка.

Такое разнообразие причин заболевания способствовало возникновению различных видов дислексии и симптомов проявления.

Виды

И. Лалаева выделяет 6 форм дислексии:

  1. Семантическая. Ребенок не допускает ошибок при чтении. У него отсутствует понимание прочитанного текста или отдельных словосочетаний.
  2. Оптическая (проблемы в запоминании очертания букв и их взаимозаменяемости). Выделяют подвиды дислексии этого типа:
  • литературная;
  • превербальная.

3. Фонематическая делится на 2 формы:

  • расстройство чтения, связанное с заменой близких по звучанию букв «б-п» или «с-ш»;
  • неправильное воспроизведение слова с пропусками согласных, добавлением лишних букв, перестановкой звуков и слогов.

4. Мнестическая. Трудность в овладении буквами.

5. Аграмматическая. Погрешности в падежах и числах.

6. Тактильная. Наблюдается у детей, которые плохо видят или полностью слепые.

Важно: постановка диагноза дислексия возможна после достижения ребенком 8 лет. Ранее определить наличие заболевания нельзя потом,у что в этот период дети находятся в процессе обучения чтению и допускают естественные ошибки.

Симптомы

Чтобы понять, что это такое, необходимо знать признаки проявления недуга. Их различают в зависимости от возрастных показателей.

Возраст

Проявления

Дошкольный от 3 до 6 лет
  • отставание в речевом развитии;
  • сложности в запоминании новых слов и произношении;
  • путаница в словах;
  • проблемы с высказыванием мыслей.
Младший школьный от 7 до 11 лет
  • плохая координация движений;
  • проблемы с письменным оформлением букв;
  • медленное освоение нового материала;
  • сложности с арифметикой;
  • вспыльчивое поведение.
Средний школьный от 12 до 15 лет.
  • техника чтения слабая, неправильное ударение в словах;
  • не желание читать вслух;
  • плохое письмо;
  • трудности с запоминанием и усвоением школьной программы.
Старший школьный от 16 до 17 лет
  • неразборчивый почерк;
  • плохая память;
  • сложности с пересказом текстов;
  • трудности с запоминанием;
  • путаница в словах и их произношении;
  • нарушения в адаптации при незнакомых ситуациях.
Взрослые
  • проблемы с восприятием на слух и при чтении информации;
  • невнимательность;
  • несобранность;
  • закрытость в общении со сверстниками;
  • плохая память;
  • дисграфия.

Независимо от возраста существуют общие признаки проявления дислексии. Наиболее распространенный – неправильный захват инструмента для письма. Нежелание читать вслух и плохое запоминание учебного материала.

Важно: при обнаружении нескольких признаков одновременно следует обратиться за помощью к специалисту, чтобы не запустить процесс развития заболевания.

Диагностика

Постановка диагноза основывается на логопедическом обследовании, которое включает:Нарушение чтения

  • изучение окружающей обстановки пациента;
  • обследование артикуляционного аппарата;
  • поэтапное развитие устной речи с момента рождения;
  • звукопроизношение;
  • ручная моторика;
  • навыки письма и характерные ошибки;
  • чтение (понимание прочитанного, скорость, правильность, последовательность);

В зависимости от результата логопедом могут быть назначены дополнительные медицинские исследования.

Лечение

Дислексия – это преимущественно генетическая болезнь или приобретенная в период беременности матери. Заболевание активирует патологические изменения участков головного мозга. Чтобы узнать, как помочь ребенку и что делать для коррекции расстройства необходимо тщательно обследовать пациента и выявить причину и форму дислексии.

Терапия включает такие методы:Трудности с чтением

  • занятия с логопедом;
  • работа с психологом;
  • методика Дейвиса.

Логопедическое лечение проводится в зависимости от вида дислексии.

Оптическая форма предполагает занятие с упором на зрительно-пространственное воображение.

Тактильная на представление образов и понимания их места в пространстве.

При мнестическом виде болезни акцент делается на слухо- и зрительно- речевую память.

При фонематическом расстройстве исправляют звукопроизношение и обучают образовывать буквенное оформление слов на письме.

Семантическая форма предполагает расширение словарного запаса и понимание взаимодействия слов.

Аграмматическая патология подразумевает работу над образованием грамматических схем.

Важно: огромное количество людей страдает дислексией на протяжении всей жизни. Поэтому существенное значение имеет постановка диагноза и вовремя начатая комплексная терапия.

Медикаментозное лечение не дает результатов в борьбе с заболеванием. Некоторые специалисты назначают препараты, но лишь для помощи в функционировании ЦНС и головного мозга. Самостоятельное применение лекарств запрещено.

Примеры корректирующих упражнений

Занятия проводятся в домашних условиях с помощью родителей:Чтение

  • «Колечко». Упражнение развивает мелкую моторику. Работать необходимо с пальцами рук. Каждый палец по очереди смыкают в кольцо, касаясь большого пальчика. Начинают с указательного потом с мизинца и так по очереди в течение 15 минут. Проводят упражнение 2 месяца ежедневно.
  • «Коррекционная проба». Ребенку дают напечатанный крупными буквами небольшой рассказ. После его рассмотрения предлагают назвать все согласные буквы и зачеркнуть их в тексте. Также поступают и с гласными. Упражнение проводят каждый день. Регулярные тренировки обучат ребенка выполнять манипуляции быстро и без ошибок. После занятие усложняют, предлагая обводить в кружок определенные буквы, а другие отмечать галочкой. Метод помогает научиться соотносить звуки и запоминать их буквенное обозначение.
  • «Зеркальное рисование». Необходимо взять два инструмента для письма (карандаш, ручка и т.д.) и дать ребенку в обе руки. Взять чистую бумагу. Мама или кто-либо из родственников своими руками обхватывают руки ребенка и начинают синхронно рисовать два симметрических рисунка. Когда малыш поймет, что от него требуется, попросить нарисовать фигуру самостоятельно. Упражнение проводиться ежедневно.

Помимо вышеперечисленных занятий при обнаружении диагноза «дислексия» необходимо регулярно посещать логопеда. Упражнения в домашних условиях помогают справляться с начальной стадией развития болезни.

Важно: заставлять ребенка насильно выполнять упражнения не рекомендуется. Такое отношение может повлечь за собой полный отказ и истерики малыша при любых попытках родителей или специалистов с ним позаниматься.

Профилактика

Чтобы не возникало проблем в будущем с ребенком необходимо заниматься с раннего возраста в домашних условиях. Важную роль в становлении личности играют родители малыша. Именно в семье формируются первые навыки общения.

Упражнения с ребенком проводят в различных игровых формах. Они помогают развивать речевые умения, тренируют мелкую моторику, формируют способность мыслить и выражать эмоции правильно.

Начальный этап развивающих занятий связан с демонстрацией изображений животных, птиц, овощей, фруктов, букв и т.д. Обучение таким образом способствует восприятию визуальной информации. Ребенок запоминает ранее продемонстрированные ему образы и, как следствие, возникновение дислексии сводится к минимуму.

Не пропустите:  Звук "К" и "Кь"
Предыдущая запись Дисграфия у детей
Следующая запись Дизартрия у детей

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Дисграфия у детей

Дисграфия – неправильное оформление речи в процессе письма. Отклонение встречается…

Подробнее...