Дислексия — что это за диагноз?

Дислексия – расстройство навыка правильно читать. Ребенок систематически допускает одинаковые ошибки, при этом могут отсутствовать отклонения в интеллектуальной сфере развития.Дислексия

Основное отличие дислексика от здорового человека – особенность мышления во время прочтения текста. Люди без нарушений мыслят словами. У больных мыслительный процесс основан на образах. Если они неспособны представить слово или не знают его значение, возникают серьезные трудности во время чтения.

Причины

Благодаря исследовательской деятельности ученые выявили 2 группы факторов, влияющих на формирование дислексии:

  1. Нейробиологические:
  • правое полушарие головного мозга работает активнее левого;
  • менингит;
  • травмы головы;
  • патологии беременности, связанные с перенесенными инфекционными болезнями (корь, краснуха и т.д.);
  • употребление женщиной в период вынашивания ребенка наркотических веществ, алкогольных напитков и курительных смесей.
  • затруднения во время родов (асфиксия плода).

2. Социальные:

  • нагрузки на ребенка без учета способностей, давление родителей, чрезмерная требовательность;
  • упущение педагогов в обучении;
  • долгое пребывание в незнакомой и неестественной среде для ребенка.

Такое разнообразие причин заболевания способствовало возникновению различных видов дислексии и симптомов проявления.

Виды

И. Лалаева выделяет 6 форм дислексии:

  1. Семантическая. Ребенок не допускает ошибок при чтении. У него отсутствует понимание прочитанного текста или отдельных словосочетаний.
  2. Оптическая (проблемы в запоминании очертания букв и их взаимозаменяемости). Выделяют подвиды дислексии этого типа:
  • литературная;
  • превербальная.

3. Фонематическая делится на 2 формы:

  • расстройство чтения, связанное с заменой близких по звучанию букв «б-п» или «с-ш»;
  • неправильное воспроизведение слова с пропусками согласных, добавлением лишних букв, перестановкой звуков и слогов.

4. Мнестическая. Трудность в овладении буквами.

5. Аграмматическая. Погрешности в падежах и числах.

6. Тактильная. Наблюдается у детей, которые плохо видят или полностью слепые.

Важно: постановка диагноза дислексия возможна после достижения ребенком 8 лет. Ранее определить наличие заболевания нельзя потом,у что в этот период дети находятся в процессе обучения чтению и допускают естественные ошибки.

Симптомы

Чтобы понять, что это такое, необходимо знать признаки проявления недуга. Их различают в зависимости от возрастных показателей.

Возраст

Проявления

Дошкольный от 3 до 6 лет
  • отставание в речевом развитии;
  • сложности в запоминании новых слов и произношении;
  • путаница в словах;
  • проблемы с высказыванием мыслей.
Младший школьный от 7 до 11 лет
  • плохая координация движений;
  • проблемы с письменным оформлением букв;
  • медленное освоение нового материала;
  • сложности с арифметикой;
  • вспыльчивое поведение.
Средний школьный от 12 до 15 лет.
  • техника чтения слабая, неправильное ударение в словах;
  • не желание читать вслух;
  • плохое письмо;
  • трудности с запоминанием и усвоением школьной программы.
Старший школьный от 16 до 17 лет
  • неразборчивый почерк;
  • плохая память;
  • сложности с пересказом текстов;
  • трудности с запоминанием;
  • путаница в словах и их произношении;
  • нарушения в адаптации при незнакомых ситуациях.
Взрослые
  • проблемы с восприятием на слух и при чтении информации;
  • невнимательность;
  • несобранность;
  • закрытость в общении со сверстниками;
  • плохая память;
  • дисграфия.

Независимо от возраста существуют общие признаки проявления дислексии. Наиболее распространенный – неправильный захват инструмента для письма. Нежелание читать вслух и плохое запоминание учебного материала.

Важно: при обнаружении нескольких признаков одновременно следует обратиться за помощью к специалисту, чтобы не запустить процесс развития заболевания.

Диагностика

Постановка диагноза основывается на логопедическом обследовании, которое включает:

  • изучение окружающей обстановки пациента;
  • обследование артикуляционного аппарата;
  • поэтапное развитие устной речи с момента рождения;
  • звукопроизношение;
  • ручная моторика;
  • навыки письма и характерные ошибки;
  • чтение (понимание прочитанного, скорость, правильность, последовательность);

В зависимости от результата логопедом могут быть назначены дополнительные медицинские исследования.

Не пропустите:  Поставить и закрепить звук Ж

Нарушение чтения

Лечение

Дислексия – это преимущественно генетическая болезнь или приобретенная в период беременности матери. Заболевание активирует патологические изменения участков головного мозга. Чтобы узнать, как помочь ребенку и что делать для коррекции расстройства необходимо тщательно обследовать пациента и выявить причину и форму дислексии.

Терапия включает такие методы:Трудности с чтением

  • занятия с логопедом;
  • работа с психологом;
  • методика Дейвиса.

Логопедическое лечение проводится в зависимости от вида дислексии.

Оптическая форма предполагает занятие с упором на зрительно-пространственное воображение.

Тактильная на представление образов и понимания их места в пространстве.

При мнестическом виде болезни акцент делается на слухо- и зрительно- речевую память.

При фонематическом расстройстве исправляют звукопроизношение и обучают образовывать буквенное оформление слов на письме.

Семантическая форма предполагает расширение словарного запаса и понимание взаимодействия слов.

Аграмматическая патология подразумевает работу над образованием грамматических схем.

Важно: огромное количество людей страдает дислексией на протяжении всей жизни. Поэтому существенное значение имеет постановка диагноза и вовремя начатая комплексная терапия.

Медикаментозное лечение не дает результатов в борьбе с заболеванием. Некоторые специалисты назначают препараты, но лишь для помощи в функционировании ЦНС и головного мозга. Самостоятельное применение лекарств запрещено.Чтение

Примеры корректирующих упражнений

Занятия проводятся в домашних условиях с помощью родителей:

  • «Колечко». Упражнение развивает мелкую моторику. Работать необходимо с пальцами рук. Каждый палец по очереди смыкают в кольцо, касаясь большого пальчика. Начинают с указательного потом с мизинца и так по очереди в течение 15 минут. Проводят упражнение 2 месяца ежедневно.
  • «Коррекционная проба». Ребенку дают напечатанный крупными буквами небольшой рассказ. После его рассмотрения предлагают назвать все согласные буквы и зачеркнуть их в тексте. Также поступают и с гласными. Упражнение проводят каждый день. Регулярные тренировки обучат ребенка выполнять манипуляции быстро и без ошибок. После занятие усложняют, предлагая обводить в кружок определенные буквы, а другие отмечать галочкой. Метод помогает научиться соотносить звуки и запоминать их буквенное обозначение.
  • «Зеркальное рисование». Необходимо взять два инструмента для письма (карандаш, ручка и т.д.) и дать ребенку в обе руки. Взять чистую бумагу. Мама или кто-либо из родственников своими руками обхватывают руки ребенка и начинают синхронно рисовать два симметрических рисунка. Когда малыш поймет, что от него требуется, попросить нарисовать фигуру самостоятельно. Упражнение проводиться ежедневно.

Мнение эксперта
Маргарита Сергеевна С.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.
Помимо вышеперечисленных занятий при обнаружении диагноза «дислексия» необходимо регулярно посещать логопеда. Упражнения в домашних условиях помогают справляться с начальной стадией развития болезни.

Важно: заставлять ребенка насильно выполнять упражнения не рекомендуется. Такое отношение может повлечь за собой полный отказ и истерики малыша при любых попытках родителей или специалистов с ним позаниматься.

Профилактика

Чтобы не возникало проблем в будущем с ребенком необходимо заниматься с раннего возраста в домашних условиях. Важную роль в становлении личности играют родители малыша. Именно в семье формируются первые навыки общения.

Мнение эксперта
Маргарита Сергеевна С.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.
Упражнения с ребенком проводят в различных игровых формах. Они помогают развивать речевые умения, тренируют мелкую моторику, формируют способность мыслить и выражать эмоции правильно.

Начальный этап развивающих занятий связан с демонстрацией изображений животных, птиц, овощей, фруктов, букв и т.д. Обучение таким образом способствует восприятию визуальной информации. Ребенок запоминает ранее продемонстрированные ему образы и, как следствие, возникновение дислексии сводится к минимуму.

Заметили признаки дислексии?
ДаНет

Не пропустите:  Что такое дисграфия?
Предыдущая запись Что такое дисграфия?
Следующая запись Как выявить и корректировать дизартрию?

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Что такое артикуляционная гимнастика и как она выполняется?

Артикуляционная гимнастика – это комплекс специальных упражнений для правильной постановки…

Подробнее...