Как мотивировать ребенка

Система мотивации работает, когда существует устойчивая цепочка: ребенок постарался — у ребенка получилось — есть интересный, приятный, хороший результат — ребенок постарался…

Любое прерывание этой цепочки ведет к отсутствию мотивации.

Например, если у ребенка есть определенные проблемы дисграфия, дислексия, и т. д.), то стараться учить правила и выполнять задания бессмысленно — результата не будет, пока не будет проведена коррекционная работа специалиста (логопеда, дефектолога https://rechudetey.ru/logopediya/defektologiya.html, и т. д.). Мотивация у ребенка пропадет, т. к. оборвано сразу первое звено цепочки мотивации.

Поддержка ребенка

Другой пример. Если результат стараний не приносит приятных, интересных эмоций, то и в дальнейшем он не будет стараться (мытье посуды, уборка в комнате и т. д.). Звено цепочки разорвано. Мотивации нет.

Еще пример. Ребенок постарался, получил приятный результат, но если он слабо верит в себя, в то что у него что-то получиться и рядом нет поддерживающего его человека, то он вряд-ли дальше будет стараться. Последнее звено очень слабое, почти разорвано.

Желание ребенка

Что же сделать для мотивации ребенка?

Самое первое — это забота

Необходимо постоянно находиться в контакте с ребенком, знать его нужды.

Пример. Ребенок вполне сообразительный, но не в состоянии самостоятельно делать уроки. Хотя и примеры для него достаточно легкие, но в силу своего темперамента и неусидчивости, он не может собраться и постараться. Здесь важно определить на сколько у него хватит внимание на беспрерывную домашнюю работу — 10, 15, 20 мин.

Можно поставить таймер на это время, и делать перерыв как в школе. Ребенок видя бегущую стрелку часов, сам будет ждать приятную для него перемену. А если еще этот перерыв будет вкусным и интересным, то на следующем занятии он начнет стараться. Возможно уже и без помощи взрослых.

Не пропустите:  Влияние музыки на развитие ребенка

Забота о ребенке

Второе — совместная деятельность

Когда мы с ребенком совместно занимаемся (творчеством, домашними делами, и т.д.), то звенья цепочки мотивации работают намного лучше. Здесь можно помочь ребенку в каком-то сложном деле, где у него плохо выходит (старание — результат). Или поддержать его веру в себя (получиться снова). А если скучный участок работы, можно помочь, чтобы побыстрее перейти к более приятным и интересным делам. Ребенок привыкнет, что за скучным и неинтересным участком работы следует приятный.

Помощь ребенку

Третье — маленькие поощрения

Здесь очень тонкая грань. Поощрения должны быть очень-очень маленькими, чтобы воспринималось ребенком как игра, а не как заветная мечта (телефон, планшет и т.д.). Это может быть обычная витаминка, конфетка, изюминка, бусинка, кристалик и т.д. — что-то совсем маленькое. Эта милая деталь будет приятным дополнением к вашим занятиям.

Четвертое — одобрение и неодобрение

Здесь главное — не переборщить. Если ребенка подсадить на постоянное «молодец», то когда он вырастет, ему постоянно будет требоваться поддержка и одобрение людей. Во всем должна быть золотая середина. Необходимо в меру использовать одобрение и неодобрение (не в плане успеха, а в плане добра и зла). Тогда это будет это будет эффективно. Ребенка обязательно нужно хвалить за добрые дела и ругать за плохие. Он привыкнет к такой оценке, и потом самостоятельно будет определять свои поступки.

Пятое — парадоксальные наградыРасстройство от неудач

Это когда человек долго и упорно старался, но не смог достичь результата (провалил экзамен, не поступил, и т. д.) родители не стали (ожидаемо ребенком) ругать, а поддержали добрым словом, походом в приятное место. Ребенок запомнит, что не надо опускать руки и расстраиваться, нужно продолжать стараться и тогда долгожданный результат будет.

Не пропустите:  Основные причины обращения к дефектологу

Шестое — азарт, эйфория

Чувство от того, что сделал — само собой уже хороший мотиватор. Ребенок запомнит этот восторг и сам готов терпеть скучные, неинтересные задания, зная что за ним последует. Следует почаще давать ребенку самому сделать последний шаг — увидеть подсказку и отгадать загадку, закончить рифму и т.д. Важно, чтобы задания были соизмеримы с возможностями ребенка. Хорошо это правило действует в спорте.

Азарт от достигнутой цели

Седьмое — поддержка внутренней мотивации

Например, ребенок хочет научиться играть на пианино, но до результата эйфории, еще очень далеко. Тут важно найти удовольствие от маленьких, внутренних побед – выучил небольшое произведение — Ура! Восторг! Еще нужно, чтобы этого восторга и запала хватило на следующую, возможно, скучную и трудную работу. Можно поддержать рассказами из собственной жизни, и жизни великих. Когда тоже не сразу всё получалось. Чтобы у ребенка постепенно формировался его образ пианиста. Внешняя мотивация становиться внутренней.

Поддержка

Восьмое — семейная и коллективная мотивация

Очень мощный инструмент, если ребенок дорожит этой самой группой. Если в семье приняты какие-то традиции, правила, то ребенок выполняет их почти на автомате. Важно, чтобы в семье с почтением относились к традициям других, тогда и ребенок будет относиться так же. Если говорить о спорте, то можно мотивировать ребенка тем, что от него зависит результат команды в целом, и т.д. Только надо это делать в положительном ключе: не «ты подведешь команду», а «команда сыграет намного лучше, если ты постараешься».

Коллективная мотивация

Девятое — справедливость

Когда ребенок становиться старше, он начинает интересоваться справедливостью, правами, обязанностями, законами. Этот интерес можно использовать в качестве мотивации для не очень интересных и веселых дел — уборка по дому (ведь справедливо же, что все за собой убирают), занятие гимнастикой (для здоровья) и т.д. Сюда можно отнести и благотворительность, волонтерство. Справедливое наказание мотивирует соблюдать законы, правила.

Не пропустите:  Почему дети не такие, как хотят родители

Совместная деятельность

Десятое — планирование будущего

Работает в основном с детьми старшего возраста. Здесь важно не навязывать ребенку свои цели, а выявить цели самого ребенка. Далее надо разобрать эту цель на пункты плана по её достижению. Допустим ребенок планирует поступать в институт. Надо определиться с профессией. Дальше — какие предметы нужно сдавать, для поступления. И так далее. Возможно потребуется репетитор или курсы для более усиленной подготовки. Ребенок сам замотивирован на прохождение всех этапов плана по достижению целей.

Вы мотивируете своего ребенка?
ДаНет

Главное — любите, поддерживайте своего ребенка. Показывайте на своем примере, как нужно делать. И всё у вас получится!

Предыдущая запись Какая польза поделок из бумаги
Следующая запись Основные причины обращения к дефектологу

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Просмотр мультфильмов: плюсы и минусы

Дети и многие взрослые любят смотреть мультфильмы. Мультик – это…

Подробнее...