Дислалия – это нарушения звукопроизношения. Особенность течения заболевания в том, что у пациента присутствует нормальный слух и органы речевого аппарата. При этом наблюдаются отклонения в развитии речевых функций различной природы и степени тяжести. Для постановки диагноза требуется обследование состояния звукопроизношения и структуры дефекта.
Содержание статьи
Дислалия разделяется на 3 формы по этиологическим признакам:
1.Органическая или механическая. Возникает из-за анатомических особенностей или поражений органов, участвующих в процессе речи.
2. Функциональная. Включает в себя 3 формы:
3. Возрастная или физиологическая. Произношение звуков непонятное. Наблюдается у детей от 3 до 5 лет и проходит самостоятельно.
Заболевание делится по количественным признакам на мономорфную дислалию и полиморфную. В первом случае нарушение наблюдается с одним звуком, а во втором с нескольким сразу. По статистике полиморфная дислалия встречает намного чаще.
В другой классификации дислалию разделяют на:
Дефекты произношения фонем делят по буквам. Представлено в таблице:
Название | Отсутствие или искажение звука |
Хитизм. | [х] и [х’] |
Йотацизм. | [й] |
Ламбдацизм. | [л] и [л’] |
Каппацизм. | [к] и [к’] |
Ротацизм. | [р] и [р’] |
Сигматизм. | Касается всех шипящих и свистящих звуков. |
Гамматизм. | [г] и [г’] |
Ошибки в: • озвончении; • оглушении; • смягчении; • твердости. |
Важно: при дислалии некоторые буквы могут не произносится совсем. Ребенок в процессе разговора делает звуки взаимозаменяемыми. Но по отдельности повторить замененный звук в состоянии.
Проявления нарушений речи связано с множеством причин. К органической форме дислалии относятся факторы, повлиявшие на неправильное физическое образование органов речевого аппарата и его артикуляционную моторику. Они могут быть врожденными или приобретенными. К ним относятся:
Чтобы устранить дефект в развитии артикуляционной моторики пациенту необходима комплексная помощь нескольких специалистов, в том числе и хирургическое или стоматологическое вмешательство.
Функциональная форма дислалии имеет свои причины образования дефектов речевой структуры:
Важную роль в образовании функциональной дислалии играет социальная среда обитания. Малыша должны окружать люди с правильной постановкой речи так как детям свойственно повторять за взрослыми.
Важно: двуязычие в семье или постоянное неправильное произношение родителями слов (сюсюканье) провоцируют появление дефектов речи.
Характеристика признаков дислалии довольна проста. При заболевании у малыша словарный запас соответствует возрасту, построение предложений правильное, но дефекты возникают с формированием (свистящих, шипящих, глухих и т.д.) отдельных звуков в словах. Они могут быть:
К примеру:
Для постановки диагноза логопед проводит:
Чтобы определить в каких именно звуках происходят ошибки специалист предлагает малышу повторять за ним слова. Система охватывает все без исключения буквы. Они находятся в различных позициях в словах.
Диагностика предполагает опрос родителей о состоянии ребенка в повседневной жизни. Логопед расспрашивает мать о течении беременности и возможных осложнениях во время родовой деятельности. Дополнительно могут назначаться обследования у офтальмолога, стоматолога, невропатолога и проверка слухового органа.
Способы избавления от недуга отличаются между собой и соответственно подбирается индивидуальный маршрут коррекции каждому пациенту. Для органической дислалии в первую очередь необходимо хирургическое вмешательство. В большинстве случаев этого бывает достаточно для лечения заболевания. При сложной форме дислалии требуется дополнительная работа с логопедом.
Если у ребенка наблюдается расстройство, связанное с 4 звуковыми группами и больше – это говорит о проблеме с фонематическим слухом. Чтобы устранить отклонение малыша сначала учат находить различия между звуками. После правильно их воспринимать, а потом уже переходят к произношению.
Важно: ребенку с дислалией необходимо обеспечить круг общения, в котором не допускаются речевые ошибки. Все без исключения люди, контактирующие с больным должны правильно выговаривать звуки.
Существуют общие упражнения для выработки правильного разговора. Они основываются на тренировке речевого аппарата:
Коррекционные мероприятия с логопедом происходит поэтапно:
Ребенка обучают правильному движению органов речевого аппарата при произношении определённых звуков. На ряду с этим тренируют память, мыслительный процесс, внимание и т.д.
2. Постановка. Этот этап подразумевает закрепление предыдущего (правильная артикуляция, дыхание). Он происходит в игровой форме с помощью специальных приспособлений. В итоге ребенок осваивает воспроизведение звука без посторонней помощи.
3. Автоматизация. Суть заключается в постановке проблемного звука в разные положения. Сначала его ставят в открытые слоги (ми, па, шу). После между двумя одинаковыми согласными (ара, ошо, ака). Далее в пары слогов с согласными (бра, кру, глу).
Завершительная стадия автоматизации – постановка звука на разные позиции словах, проговаривая каждое из них не менее 6 раз.
4. Дифференциация. Дифференциальные упражнения основываются на обучении ребенка различать фонемы, которые он смешивает. Специалист акцентирует внимание на положении органов речевого аппарата при произнесении похожих, по мнению малыша звуков.
С помощью такого приема логопед указывает на разницу между ними. Занятия происходят в 2 этапа. Сначала звук учатся различать отдельно, а после в слогах и словах. На завершительной стадии в предложениях.
Для закрепления материала во время этапов обучения и по их завершению логопед выдает домашние задания, чтобы ребенок обучался с родителями. Близким необходимо учитывать, что избавится от дислалии намного проще, чем от недугов (дислексия, дисграфия тут), которые она может спровоцировать в процессе обучения ребенка в школе.
Спасибо!
В ближайшее время мы опубликуем информацию.
Спасибо!
В ближайшее время мы опубликуем информацию.
Дисграфия – неправильное оформление речи в процессе письма. Отклонение встречается…