Артикуляция

Артикуляцияэто процесс произношения звуков. Происходит он с помощью речевого аппарата, в котором задействованы глотка, гортань и ротовая полость. Артикуляция

Для правильной выработки произношения звуков необходимо работать над артикуляцией. Существует множество способов, разработанных для любой возрастной категории лиц.

Каждый звук относится к определенной группе (гласные, согласные и т.д.).

Для их правильного произношения органы речи задействованы в разной степени под воздействием слухового аппарата и речедвигательного контроля. Также в произношении принимают участие органы дыхания и голосовые связки.

Артикуляция гласных звуков

Во время произношения гласных звуков происходят характерные движения ротовой полости. Меняется ее форма и объем из-за прохождения через гортань воздуха. Струя воздуха беспрепятственно проходит через ротовую полость, образовывая гласный звук. При этом напряжение мускул во рту практически одинаковое.

Гласные классифицируют по 4 признакам:

  • задействования губ;
  • уровня подъема языка к небу;
  • степени продвинутости языка вперед или назад;
  • уровню звучания.

Существует 6 гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. Их принято классифицировать в зависимости от работы губ и языка:

Задействование губ

Лабиализованные

(выпячивание губ вперед или предавание им округлой формы)
[о], [у]

Нелабиализованные

(без активного участия губ)
[и], [э], [ы], [а]

 

Продвинутость языка во рту

Переднего ряда
[и], [э]

Среднего ряда
[ы], [а]

Заднего ряда
[о], [у]

 

Уровень подъема языка к небу

Верхнего подъема
[и], [ы], [у]

Среднего подъема
[э], [о]

Нижнего подъема
[а]

 

По степени звучания

Наиболее звучные

[а]

Среднего звучания

[э], [о]

Менее звучные

[и], [ы], [у]

Звуковые оттенки могут рассматриваться как отдельные звуки. Тогда таблица наполняется дополнительными характеристиками (ударение, аккомодация).

Артикуляция согласных звуков

Подобная группа звуков ставится на правильном выдохе. Таким образом можно исправить легкие дефекты речи. Эти звуки произносятся с большей силой и яркостью, в отличие от разговора. Воздух при вдохе не должен задевать связки и не стелился в полости рта.

артикуляция согласных звуков

Таблица согласных звуков:

Звук П получается в момент размыкания губ. Следует с закрытым ртом вобрать воздух. Затем с помощью нижнего дыхания нужно разомкнуть губы силой давления воздушного потока.

Звук Б образуется таким же методом. Важно не добавлять при этом гласные звуки.

Т произносится при участии языка. Воздух направляется на язык и не задевает связки.

Звук Д произносится также с участием языка. Кончик языка упирается в небо, после этого при давлении воздуха он срывается вниз.

Произношение звука Х получается после приближения задней части языка к мягкому небу. Образуется при легком выдыхании через гортань.

Звуки К и Г образуются при смыкании задней части языка с мягким небом. Поток воздуха должен быть резким.

При произношении звука Н язык должен с силой прижиматься к небу. Кончик давит на слегка приоткрытые верхние зубы, а губы слегка приоткрыты горизонтально. Воздух направляется не в нос, а на конец языка.

М произносится если зажать ноздри. В этот момент гортань расширяется, а струя воздуха разрывает губы.

В и Ф возникают практически одинаково. Верхняя губа слегка поднята, зубы немного обнажены. Нижняя губа должна в этот момент касается верхних зубов. Поток воздуха как бы процеживается между зубами и губами.

Чтобы произнести звук Л язык подтягивают к небу. Дальше нужно пустить мощный поток воздуха на переднюю часть языка.

Звук Р образуется при вибрации передней части языка.

Шипящие звукиартикуляция

При произношении звука Ш зубы должны быть обнажены, а губы раскрыты. Отверстие между зубами при этом небольшое. Язык ненужно прижимать, он обязан быть свободным. Поток воздуха направляется на нижние зубы. Шепелявость проявляется при прижатии нижней губы к зубам. Также явление возникает, если нижняя челюсть выступает вперед.

При звуке Щ положение ротовой полости идентично Ш, однако передняя часть языка располагается ближе к зубам. Для правильного произношения необходим мощный и протяжный выдох.

Чтобы образовать звук Ж нужно обнажить зубы, и раскрыть губы. Пространство между зубами относительно небольшое. Язык приподнимается, но не касается неба и зубов. Потребуется небольшая струя воздуха.

При звуке Ч губы немного раскрыты. Ненужно прижимать нижнюю губу к зубам. Пространство между зубами очень мало, а язык располагается ближе к верхним зубам. Нужен мощный выдох с помощью короткого движения диафрагмы.

Свистящие звуки

Для произношения звука С язык немного приподнимают к зубам. Губы раскрываются, при этом нижняя немного отстает от зубов. Это поможет исключить шепелявость. Выдох обязан быть сильным и протяжным, а поток направляется на подбородок. Важно не располагать кончик языка между зубов.

При звуке Ц язык приближен к верхним зубам. Ненужно прижимать нижнюю губу к зубам, тогда проявится шепелявость. Направление короткого и мощного выдоха должно быть на подбородок и нижнюю губу.

Чтобы произнести З расположение ротовой полости должно быть, как при С. Количество воздуха незначительное, а струя опускается вниз. В этот момент кончик языка слегка колеблется.

Причины плохой артикуляции

Развитие речи – одна из главных фаз формирования человека в социуме. Нормы — http://rechudetey.ru/category/normy-rechi

Проблемы неправильной артикуляции как у взрослых, так и у детей возникают по нескольким причинам. Это могут быть и аномалии прикуса, и короткая уздечка языка.

Также существуют и другие особенности нарушения из-за механики ротовой полости.

Если с речевым аппаратом все в порядке, то врачи говорят о функциональном нарушении. У детей подобные специфические расстройства возникают из-за генетики, перинатальных патологий и органических поражений зоны речи.

Причинами могут стать плохое социальное окружение, двуязычие и проблемы с речью у близких родственников.

Важно! Существует понятие диффузной артикуляции, когда при произношении звуков задействованы абсолютно ненужные в данный момент группы мускулов.

проблемы с дикциейТакже в логопедии утверждается, что малыши неправильно выговаривают звуки до пяти лет.

Такие проблемы требуют правильного лечения и кропотливой работы. Если ребенок не начнет вовремя заниматься логопедическими упражнениями, то дефекты останутся на всю жизнь. Со стороны докторов немаловажно определение правильного диагноза.

Очень часто проблема заключается в языке и дефектах, связанных с ним. Поэтому необходимо провести обследование его строения и подвижности. Это поможет установить причину неправильной артикуляции.

Что такое дикция

Дикция – это четкость в произношении звуков.

Правильная постановка речи особенно важна для публичных личностей. Чтобы выработать умение красиво говорить необходимо регулярно тренировать речевой аппарат. Для этого существуют различные артикуляционные гимнастики (скороговорки, чтение текстов и другое). Основными органами, на которые происходит воздействие являются губы и язык.

Важно! Правильная артикуляция – это инструмент хорошей дикции.

После отработки действий речевых органов необходимо перейти к правильному образованию звуков. Для произношения гласных основной упор звука делается на кончики прикрытых губ. При этом движения губ медленные и звучание четкое.

Нарушения в дикции исчезают благодаря красноречию. Выработанная дикция облегчает восприятие информации оратора для его слушателей.

Виды артикуляционных упражненийУпражнение "Часики"

Гимнастика для артикуляционного аппарата и развития речи бывает 2 видов:

  1. Статистическая. Направлен на удержание позиции речевого аппарата в течение 15 секунд. Например, упражнение «иголочка», «лопатка» и другие.
  2. Динамическая. Ритмичное выполнение движений ротовой полостью. Например, упражнение «часики».

 

Не пропустите:  Дизартрия у детей

Подробное выполнение показано в картинках:Упражнение "Иголочка"

Сейчас разработано множество занятий для правильной артикуляции. Также для развития интереса у ребенка к подобным занятиям задействуют стихотворную форму выполнения и профили постановки звука. 

Профиль – это графическое изображение речевого аппарата во время правильного произношения звука. Он помогает ребенку понять, как нужно задействовать группу органов.

 

Например, профильное изображение звука ЛАртикуляция звука Л

Подобные модели есть для каждого звука. Используются они в основном в логопедических целях для наглядного примера.

Предыдущая запись Дефектология
Следующая запись Заикание

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Дефектология

Дефектология – это наука, изучающая различные физические и психические [link_webnavoz]отклонения…

Подробнее...