Задействование губ
↓
↓
Лабиализованные
(выпячивание губ вперед или предавание им округлой формы)
[о], [у]
Нелабиализованные
(без активного участия губ)
[и], [э], [ы], [а]
Продвинутость языка во рту | ||
↓ | ↓ | ↓ |
Переднего ряда | Среднего ряда | Заднего ряда |
Уровень подъема языка к небу | ||
↓ | ↓ | ↓ |
Верхнего подъема | Среднего подъема | Нижнего подъема |
По степени звучания |
Наиболее звучные [а] | Среднего звучания [э], [о] | Менее звучные [и], [ы], [у] |
Подобная группа звуков ставится на правильном выдохе. Таким образом можно исправить легкие дефекты речи. Эти звуки произносятся с большей силой и яркостью, в отличие от разговора. Воздух при вдохе не должен задевать связки и не стелился в полости рта.
Таблица согласных звуков:
Звук П получается в момент размыкания губ. Следует с закрытым ртом вобрать воздух. Затем с помощью нижнего дыхания нужно разомкнуть губы силой давления воздушного потока.
Звук Б образуется таким же методом. Важно не добавлять при этом гласные звуки.
Т произносится при участии языка. Воздух направляется на язык и не задевает связки.
Звук Д произносится также с участием языка. Кончик языка упирается в небо, после этого при давлении воздуха он срывается вниз.
Произношение звука Х получается после приближения задней части языка к мягкому небу. Образуется при легком выдыхании через гортань.
Звуки К и Г образуются при смыкании задней части языка с мягким небом. Поток воздуха должен быть резким.
При произношении звука Н язык должен с силой прижиматься к небу. Кончик давит на слегка приоткрытые верхние зубы, а губы слегка приоткрыты горизонтально. Воздух направляется не в нос, а на конец языка.
М произносится если зажать ноздри. В этот момент гортань расширяется, а струя воздуха разрывает губы.
В и Ф возникают практически одинаково. Верхняя губа слегка поднята, зубы немного обнажены. Нижняя губа должна в этот момент касается верхних зубов. Поток воздуха как бы процеживается между зубами и губами.
Чтобы произнести звук Л язык подтягивают к небу. Дальше нужно пустить мощный поток воздуха на переднюю часть языка.
Звук Р образуется при вибрации передней части языка.
При произношении звука Ш зубы должны быть обнажены, а губы раскрыты. Отверстие между зубами при этом небольшое. Язык ненужно прижимать, он обязан быть свободным. Поток воздуха направляется на нижние зубы. Шепелявость проявляется при прижатии нижней губы к зубам. Также явление возникает, если нижняя челюсть выступает вперед.
При звуке Щ положение ротовой полости идентично Ш, однако передняя часть языка располагается ближе к зубам. Для правильного произношения необходим мощный и протяжный выдох.
Чтобы образовать звук Ж нужно обнажить зубы, и раскрыть губы. Пространство между зубами относительно небольшое. Язык приподнимается, но не касается неба и зубов. Потребуется небольшая струя воздуха.
При звуке Ч губы немного раскрыты. Ненужно прижимать нижнюю губу к зубам. Пространство между зубами очень мало, а язык располагается ближе к верхним зубам. Нужен мощный выдох с помощью короткого движения диафрагмы.
Для произношения звука С язык немного приподнимают к зубам. Губы раскрываются, при этом нижняя немного отстает от зубов. Это поможет исключить шепелявость. Выдох обязан быть сильным и протяжным, а поток направляется на подбородок. Важно не располагать кончик языка между зубов.
При звуке Ц язык приближен к верхним зубам. Ненужно прижимать нижнюю губу к зубам, тогда проявится шепелявость. Направление короткого и мощного выдоха должно быть на подбородок и нижнюю губу.
Чтобы произнести З расположение ротовой полости должно быть, как при С. Количество воздуха незначительное, а струя опускается вниз. В этот момент кончик языка слегка колеблется.
Развитие речи – одна из главных фаз формирования человека в социуме. Нормы – //rechudetey.ru/category/normy-rechi
Проблемы неправильной артикуляции как у взрослых, так и у детей возникают по нескольким причинам. Это могут быть и аномалии прикуса, и короткая уздечка языка.
Также существуют и другие особенности нарушения из-за механики ротовой полости.
Если с речевым аппаратом все в порядке, то врачи говорят о функциональном нарушении. У детей подобные специфические расстройства возникают из-за генетики, перинатальных патологий и органических поражений зоны речи.
Причинами могут стать плохое социальное окружение, двуязычие и проблемы с речью у близких родственников.
Важно! Существует понятие диффузной артикуляции, когда при произношении звуков задействованы абсолютно ненужные в данный момент группы мускулов.
Также в логопедии утверждается, что малыши неправильно выговаривают звуки до пяти лет.
Такие проблемы требуют правильного лечения и кропотливой работы. Если ребенок не начнет вовремя заниматься логопедическими упражнениями, то дефекты останутся на всю жизнь. Со стороны докторов немаловажно определение правильного диагноза.
Очень часто проблема заключается в языке и дефектах, связанных с ним. Поэтому необходимо провести обследование его строения и подвижности. Это поможет установить причину неправильной артикуляции.
Правильная постановка речи особенно важна для публичных личностей. Чтобы выработать умение красиво говорить необходимо регулярно тренировать речевой аппарат. Для этого существуют различные артикуляционные гимнастики (скороговорки, чтение текстов и другое). Основными органами, на которые происходит воздействие являются губы и язык.
Важно! Правильная артикуляция – это инструмент хорошей дикции.
После отработки действий речевых органов необходимо перейти к правильному образованию звуков. Для произношения гласных основной упор звука делается на кончики прикрытых губ. При этом движения губ медленные и звучание четкое.
Гимнастика для артикуляционного аппарата и развития речи бывает 2 видов:
Подробное выполнение показано в картинках:
Сейчас разработано множество занятий для правильной артикуляции. Также для развития интереса у ребенка к подобным занятиям задействуют стихотворную форму выполнения и профили постановки звука.
Профиль – это графическое изображение речевого аппарата во время правильного произношения звука. Он помогает ребенку понять, как нужно задействовать группу органов.
Например, профильное изображение звука Л:
Подобные модели есть для каждого звука. Используются они в основном в логопедических целях для наглядного примера.
Спасибо!
В ближайшее время мы опубликуем информацию.
Дислексия – расстройство навыка правильно читать. Ребенок систематически допускает одинаковые…