Дефектология

Дефектология – это наука, изучающая различные физические и психические отклонения у детей и взрослых. С ее помощью разрабатываются особенное воспитание и обучение людей с патологиями слуха, зрения, интеллектуальными отклонениями, недоразвитием речевых способностей и другими физическими и психическими недостатками.

Речь у детейИсторическая справка

Развитие науки на территории России начинается со второй половины XIX века. Тогда впервые появляются учебные учреждения для людей с физическими отклонениями. Но несмотря на это природа появления патологий не изучалась.

Первый толчок для формирования дефектологии как науки возник после октябрьской революции. Опеку над детьми с недостатками берет на себя государство. Начинают проводиться научные исследования и коррекционные работы. Специалисты в этот период тесно связывают дефектологию с другими науками (педагогика, психология, медицина и другие).

Огромный вклад в развитие дисциплины внесли: Л.C. Выготский – основоположник науки, T.A. Власова, Д.И. Азбукин, B. M. Бехтерев и В.П. Сербский.

Сейчас для детей с отклонениями в различных сферах созданы специальные образовательные и воспитательные учреждения. Они помогают ребенку социализироваться в обществе, а также в них проводятся лечебно-профилактические мероприятия.

Предмет изучения и основные задачи дефектологии

Дефектология разветвляется на отдельные отрасли:

  • Нарушение речисурдопедагогика (изучает проблемы в обучении и воспитании детей с недостаточным слухом);
  • тифлопедагогика (методика обучения детей с недостаточным зрением);
  • олигофренопедагогика (образование и воспитание детей с интеллектуальными отклонениями);
  • логопедия (изучение и коррекция плохо развитых речевых способностей);
  • сурдотифлопедагогика (воспитание и образование слепоглухонемых);
  • амблиология (социализация людей с плохим зрением).

Предметом изучения дефектологии являются дети с различными отклонениями. Они могут выражаться как в физическом, так и в психическом виде. Наука исследует природу происхождения недостатков, способы обучения, развития и воспитания аномальных детей.

Задачи и цели дисциплины:

  • выявление причин и природы происхождения дефекта;
  • определение социального и психического развития;
  • установление задач для преодоления отклонения, если это возможно;
  • назначение специального воспитания и обучения для конкретного ребенка с отклонениями.

Задачи и цели дефектологии тесно переплетаются с коррекционной педагогикой. Но отличие в том, что дефектология имеет свое построение. Оно основано на выделении специальных систем и методов образования и воспитания.

Основы

В основе дефектологии заложены коррекционно-педагогические принципы:

  • направленность педагогического процесса на каждого ребенка;
  • целостность и системность;
  • гуманное отношение педагогов к детям с аномалиями;
  • исключение чрезмерной требовательности к отстающему ребенку;
  • положительная направленность процесса обучения и воспитания;
  • задействование социального окружения для адаптации ребенка в социуме;
  • изучение возможностей ребенка и предоставление задач по силам.

Помимо вышесказанного деятельность науки предусматривает разработку новых методов и способов, направленных на помощь детям с различными аномалиями.

Связь с другими науками

Дефектология переплетается со специальной психологией, педагогикой философией. Помимо этих дисциплин присутствует прямая связь с медициной. Изобразим схематически:

Связь дефектологии с другими науками

Связь между науками многообразна и охватывает широкий спектр различных областей.

Дефектолог кто это и что лечит

Дефектолог – это специалист широкого плана. Он занимается воспитанием и развитием детей с различной степенью отклонений. Нормы можно посмотреть тут. Основная цель – адаптация ребенка в социальной сфере, помощь в формировании способностей и реабилитация.

Лица, требующие консультации дефектолога:

  • глухие. Сюда также входят слабослышащие дети;
  • слепые или с плохим зрением;
  • дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • умственно-отсталые;
  • с тяжелыми нарушениями речи (дислалия, дизартрия, дисфония, ринолалия, заикание, алалия, афазия, дислексия);
  • с задержкой психического развития;
  • с расстройством аутического спектра;
  • с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Важно: обращение за помощью к специалисту-дефектологу – это обязательное мероприятие для помощи ребенку с перечисленными нарушениями.

Работа в детском саду

Специалист обследует каждого малыша. Определяет уровень социального, познавательного и речевого развития. Параллельно с исследованием проводится обучающая работа. Она нужна для компенсации и корректировки обнаруженных нарушений. Дефектолог одним из первых осматривает детей. Он изучает медицинские карты, чтобы выявить природу патологий. После его заключения к обследованию приступают логопеды, психологи и другие врачи.

Одна из главных целей дефектолога – это повышение познавательной активности малыша. В комплексе с навыком познавать развивается умение мыслить, тренируется воображение, формируется память и правильное восприятие окружающего мира. Выработка умений происходит в игровой форме. Специалист задействует родителей для оказания помощи ребенку. Также в процессе должны принимать участие воспитатели детского садика.

Важно: в посещении кабинета дефектолога и его услугах нуждаются далеко не все дети. Только те, у которых выявлены психические или физические аномалии.

Чем занимается дефектолог в школе

Коррекционная работа состоит из следующих этапов:Дефектология

  1. Диагностика. Она включает:
  • характеристику поведения и деятельности ребенка;
  • ознакомление с социально-педагогическими аспектами, касающимися конкретного ребенка;
  • психологическое и педагогическое исследование.

2. Составление мнения о проблеме. Нахождение способностей с нарушениями при взаимодействии с внешней средой. Свидетельство факта недоразвития или неправильного развития умений.

3. Прогноз. Нахождение вспомогательных ресурсов для развития:

  • выявление способностей и компенсаторных возможностей у ребенка;
  • изучение влияния окружающих людей. Оценка их способностей оказать помощь;
  • определение необходимых условий для достижения результата.

4. Позитивный настрой. Составление комплекса мероприятий, а также определение их последовательности.

5. Развитие. Выбор направленности необходимых занятий. Определение способов их реализации. Нахождение средств для работы и установление режима их использования.

6. Привлечение к работе родных ребенка. Проведение занятий в индивидуальной и групповой формах. Включение коррекционного процесса в досуг и повседневную жизнь независимо от занятий с дефектологом. Регулярные консультации родителей и педагогов, занимающихся с ребенком.

7. Оценка (фиксация результатов). Выставляется систематически на основе проведенной деятельности и характера достижений ребенка.

8. Эффективность. Оценивание происходит с помощью анализа изменений после проведенных мероприятий. Определяется скорость развития и уровень подготовки ребенка.

Документация дефектолога в школе

  • протокол;Работа с дефектологом
  • журнал учета. В нем ведутся записи обо всех детях после обследования;
  • карта скорости развития ребенка;
  • списки школьников, которые нуждаются в коррекционной работе с дефектологом;
  • учет групп;
  • журнал для отметок о пропусках занятий;
  • план для работы с группами;
  • план для индивидуальной работы с ребенком;
  • учет динамики устранения проблем;
  • расписание;
  • график работы дефектолога.

Основная направленность дефектолога в школьных учреждениях – устранение пробелов в развитии. Для достижения позитивного результата специалист использует все возможные способности ребенка, чтобы с их помощью сформировать новые необходимые для полноценной жизни навыки. В первую очередь происходит корректировка причин возникновения отклонений, а потом уже устранение нарушений.

Не пропустите:  Задержка психоречевого развития (ЗПРР)
Предыдущая запись Логопедия. Что это?
Следующая запись Артикуляция
Обсуждение: есть 1 комментарий
  1. Виктория:

    Хорошо что есть такая наука, потому что именно с ее помощью удалось исправить нарушение речи у моего ребенка. Тут главное попасть в руки к хорошему специалисту.

    Ответить

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Алалия у ребенка

Алалия – это серьезное расстройство функции речи у ребенка, при…

Подробнее...