Логопедия. Что это?

Становление речи – это сложнейший процесс, ребенку необходимо научится правильно формировать и произносить мысли, осуществлять контроль над органами речевого аппарата, понимать обращения в свой адрес и уметь ответить собеседнику.

Логопедия

С некоторыми из перечисленных задач у ребенка могут возникнуть трудности. Именно решением проблем, связанных с речью занимается наука — логопедия, а также предотвращением их возникновения.

Основы логопедии

Логопедия – наука, изучающая дефекты в речевом развитии и причины их возникновения. Занимается нахождением способов устранения и выявления нарушений на ранних и поздних этапах образования с помощью специального обучения и корректирующих методов.

Цель логопедии – разработка новых способов решения проблем, связанных с неправильной постановкой речи.

Объект логопедии – лица с отклонениями в речевых способностях. Кроме тех, у которых это связано с физиологическими недостатками.

Предметом логопедии как науки являются дефекты речи. Сюда входит процесс обучения и разработка программы исправления недостатков для каждого человека индивидуально.

История возникновения

Впервые упоминание о коррекции речевых способностей появилось в XVII веке. В сурдопедагогике того времени не учитывались плохо слышащие или с полным отсутствием слуха лица.

Как самостоятельная дисциплина логопедия сформировалась к концу XIX века. До первой половины XX века наука была в упрощенной форме. Дефекты речи рассматривались, как признаки недостаточного формирования или расстройства в работе артикуляционного аппарата. Диагностические мероприятия проводились с медицинской точки зрения.

После ряда исследовательских работ научное направление логопедии получило более широкий смысл. Ее стали связывать напрямую с педагогикой.

Современная логопедия имеет такие же общие принципы, как и дефектология. Более подробно про дефектологию можно узнать тут. Помимо этого, она тесно связана с другими науками (психология, языкознание, физиология).

Задачи логопедии Речь у детей

Среди основных задач выделяют следующие:

  • исследование индивидуального образования речевых способностей при различных видах недостатков речи;
  • выявление степени отклонений и их распространенности. Обозначение основных симптомов;
  • определение изменений при спонтанном и направленном обучающем воздействии на ребенка с неправильной речью. Исследование характера недостатка речи и его влияния на формирование личности, индивидуальных качеств и поведение в социуме;
  • изучение формирования речи у детей с недостатками развития интеллектуальных способностей, нарушениями или отсутствием зрения и слуха, а также с проблемами опорно-двигательного аппарата;
  • определение происхождения и структурных особенностей отклонений речевого развития. Выяснение механизмов воздействия и симптоматики проявлений;
  • анализ диагностических способов с педагогической точки зрения по устранению дефектов;
  • объединение сведений, параметров, критериев по общим признакам речевых отклонений в отдельные группы;
  • распределение лиц по общим признакам и способностям в отдельные группы. Разработка принципов и методики воздействия на устранение речевых расстройств;
  • совершенствование профилактических мероприятий;
  • разработка вопросов, связанных с организацией работы по устранению дефектов речи.

В задачах логопедии представлены теоретические аспекты решения проблемы и практические методы ее устранения.

Нарушение речиКлассификация патологий речевых способностей

В логопедии выделяют 2 основных классификации речевых отклонений:

  1. Клинико-педагогическая.
  2. Психолого-педагогическая.

Обе классификации верны и полностью согласованы между собой.

Клинико-педагогическая классификация

Рассматривает проблему речевого расстройства с медицинской стороны. Разделяет все типы нарушений на 2 группы:

  1. Нарушения устной речи. К этой группе относятся:
  • дислалия (неправильная постановка звуков, нарушения фонетического слуха). Проявляется у детей с нормальным слухом и сохранной иннервацией речевого аппарата;
  • ринолалия (неправильное произношение звуков, нарушение тембра голоса). Проявляется у детей с врожденными патологиями строения речевого аппарата;
  • дизартрия (неправильное произношение речи, нарушение фонематического восприятия и фонематического слуха). Возникает у детей, получивших травму головного мозга или ЦНС;
  • дисфония (отсутствие голоса или слабая сила голоса и тембра). Возникает при различных поражениях голосового аппарата;
  • заикание (нарушение ритмики и темпа постановки речи). Возникает из-за судорожного состояния мышц речевого аппарата;
  • брадилалия (темп речи слишком медленный);
  • тахилалия (ускоренный темп речи);
  • Также в устной речи выделяют структурно-семантический вариант нарушений:
  • алалия (одновременное недоразвитие всех составляющих речи или полное ее отсутствие). Возникает во время беременности матери или при врожденных патологиях ЦНС;
  • афазия (полная потеря речевых навыков). Возникает из-за патологий головного мозга.

2. Нарушения письменной речи. Сюда входят:

  • дислексия (расстройство чтения). Возникает при нормальном зрении и интеллекте. Ребенок не способен распознавать некоторые буквы и произносить их;
  • дисграфия (расстройство письма). Ребенок путает буквы в словах при написании.

Схематически клинико-педагогическая классификация выглядит так:

Схема нарушения речи

Психолого-педагогическая классификация

В логопедии чаще всего применяется именно эта классификация. Данная разработка принадлежит Р.Е. Левиной. В ее основе лежат методы коррекции речевых дефектов.

  1. Патологии формирования (возникают в процессе недостаточного развития речи или его слишком медленного темпа)
  • фонетико-фонологическое;
  • общее нарушение речи.

2. Нарушения применения (возникают из-за проблем с функционированием речевого аппарата без механических повреждений)

  • заикание;
  • патологии без судорог.

Для современной трактовки патологии характерно такое утверждение: расстройство речи – это системное нарушение.

Понятия ЗРР и ОНР в логопедии

Задержка речевого развития http://rechudetey.ru/narushenie-rechi/zaderzhka-rechevogo-razvitiya-zrr.html, характерна для детей, не достигших 4 летнего возраста. Уровень развития речевых способностей ребенка с таким диагнозом заметно отстает от сверстников. При своевременном обращении к логопеду отклонение успешно устраняется.

ОНР – общее недоразвитие речи. Понятие включает в себя разносторонние патологии в речевом развитии ребенка (лексические, грамматические, фонетические и другие ошибки в произношении и формулировке слов и предложений).

ОНР может наблюдаться при алалии, дизартирии и т.д. В логопедии ОНР разделяют на 4 уровня, которые определяются степенью отклонений от нормы. Представлено в таблице:

Уровни ОНР

Характеристика

1 уровень

  • словарный запас ограниченный;
  • импрессивная речь нарушена;
  • грамматические нарушения;
  • неправильная слоговая структура слов;
  • нарушения звукопроизношения (сигматизм). Например, замена шипящих звуков свистящими;

2 уровень

  • безграмотная фразовая речь;
  • произношение звуков частично нарушено;
  • фонематическое восприятие на низком уровне;
  • отсутствие навыка составления слов.

3 уровень

  • проблемная фразовая речь;
  • экспрессивная речь плохо развита;
  • ошибочное согласование слов;
  • ошибки в произношении основных звуков;
  • неправильное составление простых предложений.

4 уровень

  • звукопроизношение нарушено;
  • экспрессивная речь на слабом уровне развития;
  • импрессивная речь слабо развита;
  • словарный запас значительно выше, чем в первых трех уровнях.

Представленное разделение необходимо логопеду для правильной постановки диагноза и последующего лечения.

Упражнения для коррекции дефектов в логопедии

Занятия с логопедом направлены на разработку артикуляционного аппарата и дыхательной системы ребенка.

Гимнастика дыхательных путей учит правильно дышать через нос и рот, а также тренирует задерживать дыхание на несколько секунд.

Чтобы занятия не утомляли детей их выполняют в игровой форме. Например, игра «Кораблики». Ее суть в том, что ребенок дует на кораблик, находящийся в воде воздухом пододвигая его к краю емкости. Таких игр в логопедии огромное количество.

Гимнастика артикуляционного аппарата состоит в следующем: Речь у детей

  • разминка нижней челюсти;
  • разминка щек;
  • разминка губ;
  • зарядка для языка;
  • зарядка для неба.

Упражнения проводят в стихотворной форме с задействованием мимики лица. Делая акцент на том, какие звуки ставятся первыми и на правильное ударение в словах.

Су-Джок терапия

Терапевтический метод применяется для коррекции речевых отклонений. Его цель – нормализация тонуса мышц. Благодаря воздействию на мышцы активизируется работа головного мозга, а именно центров, отвечающих за речь.

Специальное кольцо с массажными шариками одевается на большой палец руки. Легкими движениями массажируют сначала весь палец, а потом активно воздействуют на его ногтевую область до появления покраснения.

Терапия особенно полезна для детей с диагнозом дизартрия. Потому что у этой категории расстройства речи связаны с неправильной работой головного мозга.

Не пропустите:  Дисграфия у детей
Предыдущая запись Тяжелое нарушение речи (ТНР)
Следующая запись Дефектология
Обсуждение: 2 комментария
  1. Алла:

    У меня у дочки было нарушение речи и только благодаря помощи логопеда удалось избавиться от проблем и теперь мой ребенок может нормально говорить.

    Ответить
  2. Светлана:

    У сына были проблемы с произношением слов и вот в тот момент мы хорошо познали данную науку и познакомились со специалистами, которые помогли решить данную проблему. Сейчас нарушение речи отсутствует.

    Ответить

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Дисграфия у детей

Дисграфия – неправильное оформление речи в процессе письма. Отклонение встречается…

Подробнее...