Дизартрия у детей

Дизартрия у детей – патология развития речевых способностей. Нарушение обусловлено неправильным произношением слов, слогов, словосочетаний, звуков и другое (невнятная речь). Расстройство вызвано отклонениями в работе головного мозга или органов, отвечающих за речь.

Риск получить заболевание примерно у 6 % детей. Определить, что это дизартрия и что делать дальше способен лишь специалист после тщательного обследования.

Дизартрия у детейКлассификация

В неврологии дизартрию подразделяют на 6 типов. Представлено в таблице:

Вид

Характеристика

Бульбарная

Полный паралич мышц, отвечающих за способность говорить. Возникает из-за поражения ядер черепно-мозговых нервов.

Особенности:

  • речь невнятная;
  • звуки неразличимы между собой;
  • мимика отсутствует.

Заболевание протекает крайне тяжело. Также ребенок не способен есть жидкую пищу.

Псевдобульбарная

Паралич мышц, отвечающих за речь. Возникает из-за нарушений в работе головного мозга (корково-ядерные пути).

Особенности:

  • речь монотонная, но понятная;
  • непроизвольных смех или плач;
  • движения языка заторможены и затруднены;
  • амимия лица.

Наблюдается обильное выделение слюны и дисгарфия (патология письменного оформления речи).

Корковая

Повреждение одной стороны коры головного мозга. Патология затрагивает мышцы речевого аппарата, вызывая паралич.

Особенности:

  • речь внятная при медленном темпе высказывания;
  • множество пауз во время разговора подобно заиканию;
  • во время быстрого произношения происходит искажение звуков.

Отдельные слова дети говорят правильно.

Подкорковая

Проявляется из-за ошибочных команд головного мозга (непроизвольные движения речевых групп мышц). Возникают в период покоя и могут усиливаться при желании ребенка говорить, вызывая тревожность. Речь невнятная и смазанная. Голос громкий, резкий с хрипами.

Мозжечковая

Расстройство артикуляционной моторики. Ребенок в процессе речи разделяет слово на слоги и ставит ударение на каждый из них либо выкрикивает слова. Наблюдается тремор языка. Встречается расстройство редко.

Смешанная

Поражение возникает одновременно в нескольких местах головного мозга. Возникает из-за травм. Характерна для детей в возрасте до 2 лет. Проблемы с речью разнообразны и зависят от степени патологии.

Логопедическая классификация разделяет дизартрию по степени выраженности на 4 группы:

1.Стертая форма (легкая). Распространенный вид заболевания. Возникает в следствии патологий в головном мозге.

Особенности:

  • плохая дикция;
  • непонятная речь;
  • изменение звуков в процессе произношения;
  • нарушения мелкой моторики.

Диагноз возможно поставить ребенку в 5 лет. Детям не составляет труда выговаривать отдельные звуки. Но при произношении сложных слов или фраз возникают проблемы с правильной постановкой звуков. Из-за этого речь становится невнятной, размытой, сложной к пониманию.

Важно: часто дизартрию в легкой форме путают с болезнями со схожей симптоматикой (дислалия). Но при других патологиях поражения речевого аппарата отсутствуют. В точности диагностировать дислалию у ребенка возможно не ранее 6-7 лет.

2. Степень характеризуется дефектами в произношении звуков. Речь в основном понятна окружающим.

3. Степень: высказывания понятны только людям, находящимся в постоянном контакте с ребенком.

4. Полное отсутствие речи. В некоторых случаях произношение присутствует, но не понятно даже родителям.

Важно: некоторые специалисты выделяют лишь 3 степени дизартрии (легкую, среднюю и тяжелую). В среднюю стадию входят 2 и 3 группы классификации.

Причины

Главная причина развития дизартрии – различные отклонения функционирования головного мозга.

Также среди факторов, влияющих на образование заболевания важную роль играет период беременности женщины. Во время которого возможно возникновение инфекционных или вирусных болезней у матери, провоцирующих появление патологических отклонений в развитии плода.

Наиболее распространенные факторы:

  • Развитие ребенкагипоксия плода в утробе матери;
  • резус-конфликт;
  • недоношенность;
  • получение травмы при родовой деятельности;
  • менингит;
  • черепно-мозговая травма;
  • опухали;
  • отит с осложнениями;
  • асфиксия.

Также заболевание может стать следствием наличия иных отклонений у ребенка. Разнообразие причин проявления дизартрии разделяет пациентов на группы по причинно-следственным связям:

  • дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием;
  • при гидроцефалии;
  • при олигофрении;
  • при ДЦП;
  • при ЗПР;
  • при минимальной форме мозговой дисфункции.

Редко встречающимися причинами считают: отравление, злоупотребление матерью в период вынашивания ребенка алкоголем и передозировка лекарственными средствами.

Симптомы

Чтобы знать, как определить и как преодолеть потом заболевание необходимо иметь представление о первых признаках дизартрии. У детей дошкольного возраста симптомы многогранны. Они зависят от степени поражения мозга и психических процессов ЦНС.

Общие признаки характерные для малышей и младших школьников:

  • Нарушение речиречевые способности плохо развиты (в 4 года ребенок не говорит предложениями);
  • артикуляционная и мимическая моторика слабо выражены (слюноотделение, приоткрытый рот, сильное смыкание губ или наоборот невозможность сжимания и т.д.);
  • речь невнятная с грубыми ошибками даже при медленном темпе разговора;
  • нарушения фонематических процессов (неправильное восприятие, представление звука);
  • технология звукопроизношения с множеством ошибок (не выговаривает, пропускает, заменяет гласные и согласные одинаково);
  • при общении словами у ребенка возникают особенности дыхания. Оно становится поверхностным и полностью лишено спокойного ритма;
  • отсутствие любых эмоций при рассказе (монотонность);
  • при разговоре с ребенком кажется будто у него заложен нос;
  • моторная функция недоразвита (плохая координация движений, сложности в выполнении поручений, работа одной рукой, судорожные сокращения, слабость мышц и другое).

Важно: Необязательно, что у ребенка будут проявляться все вышеперечисленные симптомы одновременно. Но даже присутствие нескольких требует консультации у специалиста.

У детей с синдромом ДЦП наблюдаются более осложненные признаки дизартрии. Они становятся заметны сразу после рождения:

  • ребенок плохо захватывает грудь;
  • беспокойное поведение, резкая смена настроения;
  • сон малыша тревожный;
  • вялое состояние в течение дня;
  • часто возникает отказ от грудного вскармливания.

Малыш отстает от сверстников в развитии (не проявляет интерес к игрушкам, плохо держит голову после 6 месяцев, поздно начинает ползать и т.д.).

Лечение

Диагноз дизартрия код по МКБ-10: R47.1 устанавливается невропатологом на основе логопедического обследования и комплекса электрофизиологических исследований ребенка.

Терапия основывается на перспективном плане воздействия. Он включает:

  • медикаментозное лечение;
  • коррекционные мероприятия с логопедом;
  • дыхательную гимнастику;
  • массаж.

Речь у детейЛечение препаратами необходимо, чтобы улучшить работу мозга, память, умственные навыки. Единого медикамента от дизартрии не существует, чтобы помочь ребенку используют целый комплекс средств. Они снимают симптомы и облегчают работу с пациентом. Назначения выполняет невролог, учитывая сопутствующие заболевания.

Логопедические занятия предполагают развитие сенсорного воспитания (зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятий). Для этих целей наиболее подходит логоритмика.

Распевки песен с использованием движений – это игра благодаря которой формируются речь, слух, моторика, координация в пространстве. Нередко специалист на консультации для родителей ребенка с дизартрией выдает подобные задания для выполнения в домашних условиях.

Логопед объясняет, как научить обводить прописи, чтобы сформировать графические способности, внимание и активизировать мыслительный процесс. Важно подобрать обводки, которые вызовут интерес у ребенка.

Терапия включает упражнения с упором на дыхательную систему. Специалисты назначают выполнение гимнастики каждый день по 3-5 минут. Крохе наполняют емкость с водой и пускают кораблики из бумаги. Малышу нужно двигать их по воде с помощью воздуха из рта.

Массаж подбирают индивидуально в зависимости от типа дизартрии. Техника массирования нежная без надавливаний.

ПрогнозРечевые нарушения у детей

Нормальное развитие ребенка с дизартрией зависит от комплексного подхода к лечению. Даже при тяжелых формах заболевания прогноз утешительный. Но абсолютное устранение недуга возможно лишь при стертой форме и обнаружении отклонения, как можно раньше. 

Не пропустите:  Дислексия
Предыдущая запись Дислексия
Следующая запись Дислалия у детей

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Дислексия

Дислексия – расстройство навыка правильно читать. Ребенок систематически допускает одинаковые…

Подробнее...