Звук «С» и «Сь»

Постановка и автоматизация звука «С» и Сь» — сложная задача, если не заниматься с ребенком до 5 лет. Словарный запас к этому времени значительно увеличивается, и малыш уже начинает строить сложные предложения. Устранить проблему произношения возможно самостоятельно при условии поэтапных занятий, выполнении артикуляционной гимнастики и тренировки правильного дыхания.

Постановка звука С и Сь

Нарушения при воспроизведении «С» и «Сь»

Логопеды тут разделяют дефекты на 2 группы:

  1. Сигматизм (искаженное воспроизведение). Сюда входят виды нарушений:
  • Губно-зубной сигматизмгубно-зубной. Звуки «С» и «Сь» заменяют на фонему «Ф» (Сон – Фон, Сова – Фова);
  • межзубный. При воспроизведении кончик языка находится между зубами. Ребенок шепелявит, выговаривая слова;
  • боковой. Язык заваливается на одну сторону во время произношения звука;
  • носовой. Наблюдается у детей при анатомо- физиологических дефектах (ринолалия, ринофония).

2. Парасигматизм (звук «С» заменяется на другие буквы). Виды:

  • призубный. Замена «С» на «Т» и «Сь» на «Ть» (Сон – Тон, Синий – Тиний);
  • шипящий. «С» и «Сь» на «Ш» на «Щ» (Свет – Швет – Щвет);
  • ошибки смягчения. Твердый «С» заменяется на «Сь» (Собака – Сябака);
  • дефекты глухости и звонкости. «С» и «Сь» на «З» и «Зь» (Снег – Знег).

Нарушения приводят к дефектам звукопроизношения (дислалия). Также у ребенка могут развиваться проблемы с чтением (дислексия http://rechudetey.ru/logopediya/disleksiya.html) и возникать трудности в письменном оформлении речи (дисграфия здесь).

Причины

Выделяют социальные и индивидуальные причины отклонения от норм произношения. Особенности социальных:

  • Причины нарушения произношения звуковотсутствие артикуляционных упражнений. Для развития воспроизведения любого звука важно уделять внимание специальным упражнениям для правильной артикуляции. Каждому звуку характерна своя постановка речевых органов;
  • недостаток обучения. С ребенком не проводятся регулярные занятия для устранения произношения без ошибок;
  • невнимательное отношение родителей, двуязычие в семье.

Характеристика индивидуальных причин:

  • неправильное дыхание во время речи. Возникает из-за плохой развитости дыхательной системы (заикание, ринит);
  • проблемы с фонематическим слухом.
  • дефекты тонуса мышц. Проблема характерна при дизартрии. Устранением занимается логопед, проводя поэтапные индивидуальные занятия;
  • дефекты со строением речевых органов.

Важно: еще одна причина неправильного воспроизведения фонемы дошкольниками – повторение за взрослыми. Окружающим необходимо запомнить, что «сюсюкая» (намерено искажая слова) с ребенком они приносят ему вред. Малыш начинает путаться и возникают серьезные проблемы с произношением.

Подготовительные упражнения

Перед постановкой буквы необходимо подготовить малыша, чтобы ему легче было выполнять задания. Комплекс упражнений разделен поэтапно. Каждый этап проводится в игровой форме.

Дыхательная гимнастика

Постановка речевого дыханияУпражнения необходимы для выработки правильного дыхания во время произношения. Они помогут малышу научится выпускать струю воздуха и контролировать прилагаемую силу для этого.

Методы тренировки:Упражнение "Гармошка"

  1. Гармошка. Малыш стоит ровно и кладет ладони на животик. Делает глубокий вдох через нос. В таком положении задерживается на 2-3 секунды. После выдыхает воздух используя ротовую полость.
  2. Ветерок. Губы вытягивают трубочкой. Набирают воздух в легкие. Малыша просят сильно дунуть. Ко рту нужно подставить руку крохи, чтобы он почувствовал ветерок из трубочки.
  3. Упражнение "Буря"Буря. Берут емкость с узким горлышком. Просят ребенка подуть. При этом горлышко пузырька находится возле нижней губы. Правильность струи определяется с помощью звучания.

 

Не пропустите:  Звук "Д" и "Дь"

 

Совет: Время выполнения каждого задания не более 3-5 минут. Чтобы малышу не наскучили упражнения их чередуют.

Артикуляционная гимнастика

Тренировка речевого аппарата помогает понять, как должны располагаться органы во время произношения звука «С» и Сь».

Варианты подходов:

  1. Непослушный язычок. Приоткрыв слегка рот широко улыбнуться. Язык кладут на нижнюю губу. Произносят слог «пя». При этом верхняя и нижняя губы бьют по язычку. Упражнение выполняют постепенно, вдыхая воздух. После на 2-3 секунды оставляют язык на нижней губе без движения. Воздушную струю выдыхают.
  2. Блинчик. Ротик открывают, а губы растягивают в улыбке. Кончик языка кладут на нижнюю губу. В таком положении пребывают 2-3 секунды, а затем повторяют упражнение 3 раза.
  3. Гора. Рот открывают и улыбаются. Кончиком языка касаются задней стенки нижних зубов (альвеол). Средняя часть органа приподнята, как можно выше. После язычок опускают вниз и расслабляют.

Начинать гимнастику следует с простых задач постепенно переходя к более трудным.

Важно: чтобы добиться положительных результатов упражняться следует регулярно, не нарушая порядок.

Способы постановки звука «С» и Сь»

Картотека заданий логопеда содержит множество методов обучения, после подготовительного этапа. Основные из них:

  1. Звук СПо подражанию. Один из самых простых способов постановки. Взрослый вместе с ребенком становятся напротив зеркала. Родитель или специалист показывает малышу, как располагаются органы речевого аппарата при воспроизведении фонемы. После кроху просят повторить. Так можно выполнять и артикуляционные упражнения.
  2. Механический метод. Выполняют с помощью зонда. Кроху просят растянуть губы в улыбке. Кончик языка касается нижней челюсти. После ребенка просят дунуть. Воздух должен проходить по кончику органа. Во время выхода воздушной струи середину языка слегка прижимают зондом, образовывая желобок. Инструмент просовывают на 2 см. После надавливают, и двигают с разной силой на орган во время выхода воздуха. Далее специалист устанавливает при каком положении слышится звук «С». Результат закрепляют регулярными тренировками. Потом зонд постепенно убирают, автоматизируя изолированное произношение.
  3. Постановка от фонемы «Т» и «Ть». Рот ребенка немного приоткрыт. Зубы не сомкнуты. Малыш произносит звук «Т» на выдохе. Будет слышаться «тссссс». После крохе предлагают вытянуть губы трубочкой и продолжить воспроизводить «Т» на выдохе. Будет слышаться свистящая «С». Звук «Сь» аналогично произносят от мягкого «Ть».
  4. Упражнение "Ветерок"Постановка от «Ш». Малыша просят произнести «Ш». Но язычок при этом нужно продвинуть вперед. Получается неправильный звук «С». После занятий кроха поймет, как правильно выговаривать фонемы.
  5. Постановка от «Ф». При воспроизведении «Ф» важно следить, чтобы воздух выходил через губы.

Выполнять можно один из методов на выбор или применять сразу несколько.

Важно: чтобы занятия имели положительный результат необходимо постоянно контролировать положение органов речи.

Постановка звука «Сь»

При воспроизведении этого звука зубы обнажены. Они больше сближены между собой, но не сомкнуты. Языком делают упор в нижнюю десну. Орган находится в напряжении. Воздушная струя направляется на передние резцы.

Постановку осуществляют с помощью звука «С». Кроху просят произносить твердый звук в сочетании с гласными, которые дают смягчение («ИСИ»). При этом фонема «И» должна воспроизводится максимально в высокой тональности с ударением и в быстром темпе.

Закрепление

Чтобы проделанная работа была не напрасной необходимо автоматизировать произношение. Закрепление также проходит поэтапно:

  1. Постановка звука САвтоматизация в слогах. Здесь используют специальные чистоговорки в которых делается упор на повторение звука «С» и «Сь».
  2. Автоматизация в словах. Применяют небольшие стихи и скороговорки с частым повторением звука «С». Фонема должна присутствовать на разных местах в слове.
  3. Автоматизация в предложениях. Здесь подходит чтение текстов и пересказ услышанного. Также используют картинки или карточки и просят кроху описать увиденное.

Важно вовремя обнаружить проблему и проявить максимум терпения к малышу. Неправильное произношение любой фонемы может повлечь за собой трудности в дальнейшей жизни ребенка и спровоцировать замкнутость и неуверенность в себе.

Логопедами разработаны специальные тетради с домашними заданиями. В них содержаться: таблицы с поэтапными занятиями, специальные чистоговорки, скороговорки, стихотворения, изображения, тексты для чтения и многое другое необходимое для устранения дефектов в произношении звука.

Добиться результатов возможно и без обращения к специалисту регулярно выполняя с малышом артикуляционную и дыхательную гимнастику, упражнения для правильной постановки звука.

Предыдущая запись Звук «Ш»
Следующая запись Звук «К» и «Кь»

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Звук "Л" и "Ль"

Постановка и автоматизация звука «Л» и «Ль» - длительный процесс.…

Подробнее...